Ярослав Забалуев

Опричники и ушанки: почему фэнтези «Тень и кость» смотрится в России как комедия

2 мин. на чтение

Невозможно русскому уху пропустить мимо замечательное слово «царьпанк», которое (по аналогии со стимпанком) придумала несколько лет назад писательница Ли Бардуго. Именно таким образом она описала устройство выдуманного ей мира, вдохновленного бытом Российской империи.

Страна, в которой разворачивается действие «Тени и кости» (так назывался первый роман Бардуго), называется Равка и разделена она надвое зловещим каньоном, в котором обитают монстры-волькры. Создал каньон давным-давно один волшебник, а чтобы пройти через него с минимальными потерями, нужны другие маги. Колдунов в Равке, как можно догадаться, скорее терпят, чем любят, но обойтись без них не могут. Тем более что, согласно старинному пророчеству, каньон сможет уничтожить особый маг — заклинатель Солнца. Вернее, заклинательница — это, как выясняется, сирота по имени Алина Старкова (ее играет Джесси Мей Ли), оказавшаяся в составе экспедиции, чтобы не расставаться с другом детства. Алина немедленно оказывается в центре интересов магов и разбойников из одного из сопредельных с Равкой государств.

Netflix продолжает фэнтезийную бомбардировку — на этот раз с явным кивком в сторону растущей российской аудитории. Понятно, что для отечественного зрителя значительной частью удовольствия от просмотра будет поиск знакомой фактуры: царь Петр, слово oprichnik, ушанки и черкески на солдатах царской армии…  Никакой особой системы здесь нет, но совпадения сколь случайны, столь и остроумны. Колдуны здесь называются «гриши» — от соединения слова «гейша» и имени Григорий, видимо, имеется в виду уже фигурировавший в «Хеллбое» Распутин. Название страны «Равка» замечательно рифмуется с вполне обиходным нашим «рашка». Бардуго, очевидно, руководствовалась не столько реальными историческими изысканиями, а скорее ассоциативными навыками и интуицией — это само по себе довольно занятно.

Радость узнавания способна еще и скрасить первые несколько серий, действие в которых развивается крайне путано. Дело в том, что шоураннер проекта Эрик Хайссерер совместил «Тень и кость» с написанным Бардуго позднее спин-оффом «Шестерка воронов» (как раз про разбойников из местного аналога Амстердама). Так что персонажей резко стало намного больше, и, чтобы разобраться в их отношениях, иногда нужно прикладывать некоторое усилие.

Уравновешивает сложности просмотра удачный кастинг — Джесси Мей Ли очевидно будущая звезда, но и актеры второго плана ей не уступают. Главная действующая звезда «Тени и кости» Бен Барнс появляется на экране не сразу (в первой серии его нет вовсе), но когда входит в кадр, становится очевидно, что мало есть сегодня актеров, которым настолько к лицу фэнтези-эстетика. Его генерал гришей Кириган двигается плавно и излучает вполне сверхъестественную опасность, смешанную с действующим на юную героиню сексуальным притяжением.

Стать новой «Игрой престолов» «Тени и кости» мешает, пожалуй, в первую очередь жадность Netflix — бюджета явно не хватало на более масштабные боевые сцены и магические спецэффекты. Тем не менее из фэнтези-сериалов последнего времени этот точно не худший. Не говоря уже о близком национальном колорите — в кои-то веки на их месте действительно могли бы быть мы.

Фото: Netflix

Подписаться: