search Поиск
Ярослав Забалуев

Перепутанные в «Созвездии» время и пространство эффектно сводят с ума Нуми Рапас

2 мин. на чтение

Научно-фантастическая линейка фильмов и сериалов Apple TV+ выглядит неровной, но именно благодаря ей сервис значительно выделяется на фоне конкурентов. Здесь не боятся запускать по-старомодному сложные проекты, требующие от зрителя усидчивости, внимания и размышлений — взять хотя бы тягомотное, но все равно впечатляющее «Основание» по Айзеку Азимову.

За новое пополнение в этом ряду, сериал под названием «Созвездие», отвечает Питер Харнесс, работавший над «Доктором Кто», «МакМафией» и адаптацией романа «Доктор Стрендж и мистер Норелл». Харнесс — британец, и это чувствуется в основательности подхода и отсутствии желания запросто понравиться зрителю. В современных боях стримингов такая бескомпромиссность подкупает. В данном случае Харнесс отчасти наследует своему коллеге по «Доктору Кто» Расселу Т. Дэвису, который пять лет назад тоже представил свой сложный и оказавшийся пророческим взгляд на жанр научной фантастики в сериале «Годы».

«Созвездие» сразу бросает зрителя в гущу событий, хронология которых искусно перепутана. Вот Джо (Нуми Рапас) с дочерью Элис (Давина Колман) пробирается в лесную избушку. Элис просит показать видео, где мама рассказывает сказку, и вот мы уже на МКС, где шведская женщина-астронавт Джоханна Эрикссон в экстренном режиме пытается устранить неполадки, вызванные столкновением с неопознанным объектом. У аварии будут жертвы, а сама Джо чудом успеет эвакуироваться со станции последней. Прибыв на Землю, астронавтка обнаруживает, что мир неуловимо изменился: красная машина стала синей, муж Магнус (Джеймс Д’Арси) подозревает Джо в романе на стороне. Она понимает, что странное мерцание привычной реальности не просто остаточное явление после полета. По всей видимости, аномалия как-то связана с секретными экспериментами, которые проводились на борту по указанию ученого Генри Кальдеры (Джонатан Бэнкс).

Собственно, перепутано не только время, но и пространство. На протяжении первых эпизодов совершенно нормально запутаться и пересматривать их по несколько раз. Для того чтобы разобраться в сюжете, где смешаны личные драмы, космические амбиции и секреты времен космической гонки между США и СССР, требуется время. Героев много, у некоторых из них есть двойники, чье происхождение прояснится со временем. Очевидно важную роль, например, играет российская космическая начальница Ирена Лысенко, которую играет великолепная Барбара Зукова, снимавшаяся у Ларса фон Триера и Райнера Вернера Фассбиндера.

Внимание Харнесс удерживает благодаря личной драме Джо, чья дочь явно видит больше, чем говорит, и ее это пугает. Мама же попутно с собственным расследованием подозревает у себя сумасшествие и пытается не слететь с катушек окончательно. Это сочетание драмы и фантастики ставит «Созвездие» на один уровень с лучшим, пожалуй, среди экспериментов Apple TV+ — сериалом Бена Стиллера «Разделение». Там тоже была сложная фантастическая концепция, основанная на двойственности реальности. Оба проекта еще и прекрасно сняты. Работа операторов и монтажеров виртуозно создает атмосферу загадочности и выстраивает многомерное пространство, в котором глубина переживания сосуществует с интригой вокруг завихрений квантовой вселенной. Харнесс не только рефлексирует на тему зыбкого мира постправды, но и выстраивает честную фантастическую историю — взгляд в будущее, которого сегодня многим так не хватает.

Фото: Apple TV+

Подписаться: