«Пингвин», собравший букет восторженных рецензий, предлагает комиксам свежий путь выхода из кризиса
Пока Готэм оплакивает жертв теракта, устроенного Загадочником в финале «Бэтмена», преступному миру города скорбеть некогда.
После гибели мафиози Кармайна Фальконе (в фильме его играл Джон Туртурро, во флешбэках в сериале — Марк Стронг) на его империю претендуют сразу несколько сил. Прежде всего это дети — наркоман Альберто (Майкл Зеген) и вышедшая из дурдома София (Кристин Милиоти) по прозвищу Палач. Однако свое видение будущего бизнеса Фальконе есть и у верного слуги семейства Освальда Кобблпота (Колин Фаррелл), готовящего хитроумный план по захвату власти. До поры в союзниках у него лишь уличный хулиган Виктор Агилар (Рензи Фелиз), но зуб на Фальконе точит и отбывающий срок криминальный босс Сальваторе Марони (Клэнси Браун). Освальду остается лишь спровоцировать настоящую войну давних противников — и прибрать город к рукам.
Освальд «Пингвин» Кобблпот в исполнении Колина Фаррелла был одним из самых ярких персонажей монохромного и насупленного «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном. Режиссер Мэтт Ривз говорил, что изначально планировал сделать Пингвина главным злодеем первого фильма. Однако в процессе разработки возникла мысль подарить Озу собственный сериал, так что в полнометражной картине он выступал на правах самого выразительного героя второго плана с перспективой выхода на первый. Поначалу Ривз даже собирался сам поставить восьмисерийное шоу для HBO, однако в результате ограничился ролью исполнительного продюсера и куратора проекта. Шоураннером «Пингвина» выступила Лорен Лефранк, а постановщиком первых эпизодов — Крейг Зобел, режиссер «Мейр из Исттауна» и замечательной «Охоты» по сценарию Дэймона Линделофа («Остаться в живых»).
Грим Колина Фаррелла, занимавший три часа ежедневно (почти как у Безрукова в «Высоцком»), и его фэтсьют толкают рецензентов к сравнениям с Харви Вайнштейном — самая очевидная и очевидно неверная аллюзия. Точно так же в сторону от сути, кстати, уводят и упоминания в качестве источников вдохновения «Клана Сопрано» и «Лица со шрамом». Шедевр Брайана де Пальмы, конечно, не чурался гротеска, но все-таки комикс предполагает принципиально иные методы, а уж до вальяжности Тони Сопрано нервному Кобблпоту и вовсе далеко. Про Вайнштейна и говорить нечего: Освальд вполне обходителен с дамами и даже трогательно стесняется в парных сценах с героиней Кристин Милиоти. В конце концов, он совсем не могучий и самодовольный воротила, скорее старый солдат, полагающий, что заслужил за свою службу куш побольше, чем ему предлагают управляющие делами семейства Фальконе.
Новый Пингвин не имеет ничего общего с классическим образом Дэнни ДеВито из второго «Бэтмена» Тима Бертона. Оз не генетический мутант и не террорист, у него нет механических пингвинов со взрывчаткой, нет даже обязательного зонтика. В исполнении ирландца Фаррелла Кобблпот приобрел больше европейского островного лоска, этот потрепанный, но не теряющий достоинства герой больше напоминает Джона Сильвера из «Острова сокровищ». Как и герой Стивенсона, Пингвин страдает от хромоты и бредит несметными сокровищами, так же, как и Сильвер, он умеет плести интриги и стравливать оппонентов. Да и вообще сериал, который должен стать связующим звеном между фильмами про Бэтмена (второй выйдет в 2026-м), это скорее приключение, чем исследование распада личности, которым обычно занимается гангстерская драма.
В этом смысле «Пингвин», уже собравший букет восторженных рецензий, предлагает современным кинокомиксам относительно свежий путь выхода из кризиса. Это шоу не так старается быть серьезным, как «Джокер», и не столь пустопорожнее, как последние фильмы Marvel. «Пингвин» — это постмодернистское приключение, в котором классические архетипы ведут охоту друг на друга на улицах настоящего Нью-Йорка, кокетливо раскрашенного в чуть выцветшую гамму классического фильма-нуар.
Фото: HBO Max