«Под огнем» погружает в кошмар войны без обезболивающего
Сценарист и режиссер Алекс Гарленд, всего год назад выпустивший «Падение империи» — размышление «думающей» Америки о своей дикой консервативной природе, пригласил своего консультанта, бывшего морского котика Рэя Мендозу, снять фильм по собственным воспоминаниям об участии в Иракской войне (его играет актер с труднопроизносимым именем Д’Фарао Мискваатез Лешер Маккей Ун-А-Тай).
Из-за брутальной, почти документальной правдивости происходящего на экране «Под огнем» можно назвать одним из самых честных произведений о том, что такое не только конкретная война, но и война вообще. В кинотеатрах с 10 апреля.
Плюсы:
— «Под огнем» начинается совсем неожиданно — с аэробики, исполнительницы которой больше ведут себя как порноактрисы. Камера отъезжает, и мы видим, что девушки (и один парень) делают упражнения под музыку на экране, перед которым столпились соскучившиеся по женской ласке американские морские котики, отправленные в 2006-м в Ирак;
— разглядывание красивых улыбчивых женщин — редкий момент радости для мальчиков. Ночью бойцы отряда под командованием капитана Эрика (Уилл Поултер) занимают дом в иракском городе Рамади, захватывают его жителей и приказывают сидеть тихо. Впрочем, самим тишину при захвате соблюсти не удалось, поэтому утром спецназовцы внимательно наблюдают за активностью местных вокруг дома. «Под огнем» показывает, что жизнь солдата состоит из смеси скуки, ожидания и попыток остаться в живых, да и то в этом случае от него часто ничего не зависит;
— Гарленд и Мендоза не пытаются вывести какую-то мораль и героизировать бравых американских защитников демократии. Они как будто безучастно просто показывают нам, как иракские повстанцы окружили отряд морских котиков и чем это закончилось. Будут и оглохшие от взрыва успевшие вызвать симпатию герои, и куски разбросанного тела, и застрявшая в дверном проеме окровавленная нога. Остаток фильма обычно смотрится при гробовом молчании с редкими вздохами — так зрители пытаются хоть как-то отдохнуть от тяжелого зрелища;
— как мы видели еще недавно в «Падении империи», Гарленд как режиссер пытается не поддаваться эмоциям и не жалеть зрителей: обещали фильм про войну — получите фильм о том, какой она бывает. Здесь никто не произносит проникновенных речей, потому что и некогда эти речи произносить, война — это одна большая попытка выжить и не сойти с ума;
— в финале участвовавшие в той миссии 2006 года бывшие военные спустя почти 20 лет появляются в кадре, чтобы обнять играющих их актеров. Это на случай, если мы вдруг забыли, что фильм снят на основе реальных событий.
Минусы:
— почти полное отсутствие традиционной драматургии с историями и бэкграундом героев может показаться непривычным и некомфортным зрителям, привыкшим к традиционным драматургическим приемам;
— если вы не любите физиологически отталкивающие сцены и не переносите вида крови, лучше не смотреть. Всем остальным нужно это сделать обязательно.
Фото: «Вольга»