«Полет» подкупает уже тем, что точно определяет российскую жизнь как криминальную драму
Шесть сотрудников юридического отдела московской строительной фирмы едут в аэропорт — предстоит командировка в Пермь для открытия нового офиса.
По фатальной ошибке клерки прибывают не в тот аэропорт, но толком расстроиться не успевают: по телевизору сообщают, что их самолет разбился, никто не выжил. Реальное крушение приводит к сходу с надежно вроде бы накатанных рельсов жизней каждого из спасшихся.
Руководитель отдела Дмитрий Юрьевич (Никита Ефремов) погружается в мир детских страхов, которые глушит пьянством, и в итоге приходит к решению «впустить хаос в свою жизнь». Ира (Оксана Акиньшина) сдается «кризису семи лет» в семейной жизни и упоенно мстит мужу за (возможно, воображаемые) измены. Игорь Жабенко (Михаил Ефремов), давно живущий в режиме саморазрушения, решает, наоборот, кардинально поменять свою жизнь. Он пытается стать благодетелем семьи одного из погибших в рейсе, но терпит сокрушительное фиаско. Юный Илюша (Павел Табаков), внешне вроде бы очень правильный, пускается во все тяжкие с готовящейся выйти замуж Котенком (Юлия Хлынина), у которой в анамнезе тоже детские травмы. Наконец, примерная мать троих приемных детей Катя (Евгения Добровольская) тоже вдруг осознает, что за благостным фасадом скрывает неудавшуюся, в общем, жизнь. Через несколько недель после аварии все шестеро будут сидеть в заброшенном пионерском лагере и по очереди рассказывать свои истории на диктофон, ожидая неизбежно кровавой развязки.
В жизни всякого человека бывают моменты, когда хочется, скажем так, национальной кухни — это касается не только еды, но и кино, музыки, литературы. В конце концов, просто хочется вспомнить, что эта самая кухня (в любом жанре) в принципе существует. В российском кино дела в этом плане идут заметно хуже, чем в прочих областях, однако в поле телевизионного кино все чаще бывают удачи — не то чтобы шедевры, но отличный способ утолить аппетит, о котором идет речь.
Сериалы канала ТНТ отличаются от остальных российских тем, что не только довольно качественно сделаны технически, но и не стесняются апеллировать к совсем уж потаенным культурным кодам. Здесь понимают, что русский человек любит смеяться, но юмор предпочитает более или менее висельнический («Физрук», «Ольга»). Да и вообще, чем мрачнее, тем, как ни странно, лучше и востребованней. Речь в данном случае не о пресловутой «чернухе», а скорее о некотором готическом (ну или хтоническом) налете, пропитывающем нашу действительность. Всеми этими свойствами в полной мере обладает и сериал «Полет».
Весной схема «Полета» была успешно опробована в «Колл-центре». Для русской версии «Остаться в живых» не нужен тропический остров. Пространство, в котором мы существуем ежедневно, и так совершенно непредсказуемо, каждый поворот по пути на работу может оказаться поворотом «не туда». В данном случае жанровая схема куда более щадящая — не пыточный хоррор, как в «Колл-центре», а криминальная драма. Однако механика примерно та же: по серии на персонажа, у каждого в шкафу такие скелеты, что никакой мистики не надо. Главное здесь — абсолютная достоверность советских и постсоветских травм. Тщательно прописанные дебютантом Петром Тодоровским (он здесь не только режиссер, но и сценарист) персонажи совершенно узнаваемы, и одна из историй обязательно попадет в болевую точку. Прежде всего это касается, конечно, героя Михаила Ефремова, который сыграл в «Полете» свою последнюю до суда и тюрьмы большую роль. Воздержимся от очевидных спекуляций на тему сходства судьбы героя и актера, хотя к ним здесь располагает пугающе многое.
Куда важнее, что при всех шероховатостях (красиво снятый финал все-таки пошловат) «Полет» очень точно определяет ключевые субстанции современной русской жизни — зыбкий морок, ощущение ускользающих сквозь пальцы возможностей, общее чувство незащищенности. Выходов создатели сериала разумно не предлагают, однако уже сама точность изображения проблемы, во-первых, надежно удерживает внимание, а во-вторых, в принципе, что называется, дорогого стоит.
Фото: PREMIER