«Полярный» Йонаса Окерлунда остроумно рифмуется с законом о пенсионной реформе
Пожилой господин с печальными усами по имени Дункан Визла (Мадс Миккельсен) проходит диспансеризацию. В легком — давно застрявшая пуля, но сердце и простата в порядке, так что пенсия обещает быть долгой и приятной.
Выход на покой для одного из лучших киллеров мира — процедура принудительная. Его шеф (Мэтт Лукас) считает, что сотрудники агентства «Домокл» не должны работать после пятидесяти. Недавно, впрочем, одного из новоиспеченных пенсионеров (Джонни Ноксвилл) убили прямо во время секса у бассейна, так что Визле приходится отправиться на последнее дело в Белоруссию — отомстить за товарища. Там, однако, выясняется, что охота ведется на самого Дункана — начальство не желает выплачивать накопленные миллионы, которые в случае смерти отставника переходят в фонд предприятия. Тяжело вздохнув, Визла понимает, что тихую старость на севере США и заботу о сироте (Ванесса Хадженс), с которой его явно что-то связывает, придется на некоторое время отложить и вновь взяться за оружие.
«Полярный» — очередной полнометражный проект сервиса Netflix. Несмотря на обоснованные претензии на господство в области многосерийного кино, с подобными проектами сервису пока не везет. Вот и «Полярный» был в пух и прах разруган критикой (16% свежести на агрегаторе Rotten Tomatoes), невзирая на то, что в режиссерском кресле один из лучших на свете клипмейкеров Йонас Окерлунд, а главную роль сыграл блистательный Мадс Миккельсен.
Сразу скажем, верить ядовитым отзывам в полной мере, пожалуй, не стоит. Окерлунд — автор, среди прочего, клипа The Prodigy «Smack My Bitch Up», а значит, зритель обоснованно может рассчитывать на буйство красок, остроумный, быстрый монтаж и несколько эффектных сцен от первого лица, которые Йонас по-прежнему снимает примерно лучше всех на свете. Кроме того, сюжет фильма неожиданно рифмуется с общественной дискуссией по поводу пенсионной реформы, что придает происходящему на экране дополнительное измерение. Другое дело, что и нового «Джона Уика» все-таки не вышло, хотя на уровне замысла его вполне можно было ожидать.
Главная проблема тут, вероятно, в жанровом определении. Фильм Окерлунда не просто боевик, а, как и заявлено в названии, полар. Этим словом в третьей четверти прошлого века называли суровые французские фильмы, сделанные на стыке детектива, нуара и собственно боевика. То есть речь там шла не только о противостоянии обаятельного героя и полчищ негодяев, но о более серьезном экзистенциальном конфликте. С его прорисовкой у «Полярного» как раз сложности. Визла, хоть и обладает лицом Миккельсена, так и остается почти до самого финала не человеком-загадкой (которого интересно разгадать), но драматургической функцией, персонажем, чья единственная задача — прорубить себе путь от первой до последней минуты хронометража. Именно поэтому монохромный Дункан, как бы ни было приятно на него смотреть, в итоге проигрывает своим противникам — помимо похожего на маниакального Элтона Джона Мэтта Лукаса тут есть, скажем, еще и русский киллер в трениках по имени Алексей.
С другой стороны, Окерлунд будто немного стесняется своего клипмейкерского прошлого (хотя на его счету есть и отличный недооцененный «Высший пилотаж»), стараясь работать по правилам «серьезного» кино, что, безусловно, не его конек — в отличие от веселого цинизма, с которым сделаны многочисленные сцены перестрелок и пыток. Наконец, чисто фабульно «Полярный» в финале оборачивается не законченным произведением, а сильно затянутым пилотом грядущего сериала. Впрочем, если сиквел все же будет запущен в производство, есть шанс, что ошибки будут учтены, и мы получим нечто большее, чем просто еще один фильм, чтобы скоротать перерыв между сериями «Джона Уика».
Фото: Netflix