search Поиск
Ярослав Забалуев

После «Я знаю, что это правда» с Марком Руффало в ролях близнецов любому покажется, что его жизнь удалась

2 мин. на чтение

Фильмы режиссера Дерека Сиенфрэнса можно рекомендовать всякому зрителю, которому кажется, что у него в жизни серьезные экзистенциальные трудности.

Каждая из трех полнометражных картин постановщика способна убедить в том, что в вашей жизни все не так плохо — просто потому, что вы можете позволить себе дойти до кинотеатра или хотя бы потратить два часа своей жизни на домашний кинопросмотр.

В дебютной «Валентинке» Райан Гослинг и Мишель Уильямс в пьяных слезах катались по полу, оплакивая разлетевшийся вдребезги брак. В «Месте под соснами» тот же романтический трюкач и грабитель поневоле Гослинг через время, расстояния и поколения выяснял отношения со своим убийцей, полицейским Брэдли Купером. Наконец, в ретрокартине «Свет в океане» Майкл Фассбендер, Рэйчел Вайс и Алисия Викандер рыдали над своей судьбой и вовсе не переставая. Теперь Сиенфрэнс добрался наконец до телевидения и под опекой HBO экранизировал популярный в 1990-е и тогда же отмеченный Опрой Уинфри роман Уолли Лэмба «Я знаю, что это правда».

Братья-близнецы Доминик и Томас Бердси (Марк Руффало) родились в новогоднюю полночь. Доминик — здоровый бородатый мужик, который красит заборы, а вечерами читает дома Солженицына. Впрочем, большую часть его времени занимает забота о брате, поскольку Томас — параноидальный шизофреник. Действие стартует в момент, когда он приходит в библиотеку и отрезает себе руку, принося таким образом жертву Господу и пытаясь предотвратить кровопролитие в Персидском заливе. Мужчину спешно забирают в хирургию, а затем — в психиатрию. Постепенно мы узнаем, что для Доминика эти события рискуют стать финальной каплей в череде мучений, которыми переполнена его жизнь.

Понятно, почему Сиенфрэнс выбрал этот сюжет. Дела у героев плохи настолько, насколько это в принципе возможно в пределах более или менее активной жизнедеятельности. Некоторые, впрочем, как мать близнецов, не доживут и до финала первого эпизода. В первые минуты вообще кажется, что на сей раз режиссер все-таки перебрал с багровыми тонами в нынешнем этюде и смотреть на все это будет не только невыносимо, но и, в общем, бессмысленно — шесть часов эмоционального шантажа — это совсем не то, чего хочется в наше непростое время. Однако Сиенфрэнсу удалось собрать настолько сильную команду, что сериалу сразу выписываешь кредит доверия — и, к счастью, небезосновательно.

Марк Руффало, в последние годы плотно занятый в «Мстителях», пошел здесь на актерский подвиг. Для роли Томаса он провел шесть недель в изоляции, дичая и набирая вес. Впрочем, его работа в ролях обоих братьев здесь безусловный шедевр безотносительно затраченных усилий. Один из лучших актеров современного Голливуда играет здесь, с одной стороны, на постоянном эмоциональном пределе, а с другой — принципиально не тянет одеяло на себя, не превращает происходящее в бенефис. Сезон наград вряд ли обойдет его стороной — и совершенно заслуженно. Ассистируют ему Мелисса Лео, Имоджен Путс, Кэтрин Хан и Джульетт Льюис в блистательной и до обидного короткой роли. Отдельного упоминания заслуживает и оператор «Манчестера у моря» Джоди Ли Лайпс, который ни разу не перебирает с экспрессией, сохраняет со страдающими героями уважительную дистанцию и в конечном счете заставляет зрителя внимательно вглядываться и вслушиваться в происходящее.

Что же касается Сиенфрэнса, то его очевидный режиссерский талант и бескомпромиссный интерес к людским страданиям в данном случае, кажется, встретились наконец с подходящим материалом. «Я знаю, что это правда» среди прочего — великолепно выстроенное кино. Чередование временных пластов делит боль между героями и не дает слишком погрузиться в какую-то одну ее ипостась зрителю. В итоге история о современном Иове (аналогия тут вполне очевидна) показывает, что повседневный ад, в котором все мы иногда оказываемся, не проклятие, а лишь временное состояние. И вывод этот, как ни крути, оказывается вполне утешителен.

Сериал «Я знаю, что это правда» можно легально посмотреть в «Амедиатеке».

Фото: HBO

Подписаться: