search Поиск
Геннадий Устиян

«Последнее путешествие «Деметра» рассказывает историю Дракулы в традиции «Чужого»

3 мин. на чтение

До сих пор в многочисленных фильмах и сериалах о Дракуле (а он украшает собой киноэкраны уже больше ста лет) само прибытие в Европу главного кровососа в мире остается за бортом, простите за невольный каламбур. В лучшем случае на тот самый корабль загружают гроб со спящим князем ночи, а следующие кадры показывают его сосущим кровь уже в Лондоне.

Меж тем сам факт прибытия Дракулы оставил серьезный след в истории кино и обыгран не кем-нибудь, а Стивеном Спилбергом в «Парке Юрского периода 2», когда тираннозавр точно так же уничтожает весь персонал по дороге в Америку. Новый фильм (в прокате США с 11 августа, у нас он доступен только онлайн у пиратов) можно считать экранизацией всего пары страниц, которые занимает морское путешествие в «Дракуле» Брэма Стокера, зато это те самые страницы, увидеть которые на экране поклонники романа (и Дракулы вообще) хотели давно.

Плюсы:

— киностудия Universal, бывшая родным домом для киношного Дракулы еще в 1920-х, сильно обожглась шесть лет назад, когда торжественно объявила о запуске киновселенной монстров (помимо Дракулы Человек-волк, доктор Джекил и мистер Хайд, Человек-невидимка), но первый же фильм «Мумия» с Томом Крузом недособрал в прокате, так что продюсеры передумали и решили работать деликатнее. Результатом стали вот такие менее амбициозные в смысле бюджета и маркетингового шума (например, без звезд первой величины), зато более оригинальные проекты вроде «Последнего путешествия «Деметра»;

— отличная идея пригласить снимать фильм норвежца Андре Эвредала, автора «Охотников на троллей» и «Демона внутри», недавно работавшего с признанным мастером жанра Гильермо дель Торо. Как раз тот случай, когда у режиссера есть все качества для такой работы — он любит и умеет снимать элегантные ужасы;

— в этом году Дракула вообще вернулся в кино в самых неожиданных жанрах — совсем недавно его сыграл Николас Кейдж в комедии «Ренфилд». Вурдалак явно устал от штампов, с помощью которых его показывали нам раньше;

— главный герой Клеменс (Кори Хоукинс), один из первых чернокожих выпускников Кембриджа, напрашивается в команду, чтобы вернуться домой в Лондон (цвет кожи врача становится поводом для дискуссии на судне вполне в духе конца XIX века — так Эвредал приближает давние события к нынешней политкорректной повестке). В болгарском порту в трюм «Деметра» загружают четыре гроба, и тут бы капитану (Лиам Каннингем) почувствовать неладное — загружавший гробы мужик пожелал команде удачи с подозрительным зловещим намеком, но никто не стал брать это в голову (кроме зрителей). Когда же как-то утром моряки проснулись и увидели, что вся скотина в трюме и любимая собака сына капитана Тоби (Вуди Норман) померли от укусов неизвестного животного, на корабле воцаряется паника, подпитываемая присутствием якобы пробравшейся на судно зайцем цыганки Анны (Эшлинг Франчози), которую так лихорадит, что ей требуется переливание крови («Женщина на корабле — быть беде», — конечно же, начинают причитать суеверные моряки);

— путешествие Носферату с Востока на Запад считывается как метафора чего угодно — хоть коммунизма, хоть ковида;

— благодаря гриму и спецэффектам Дракула (Хавьер Ботет) выглядит максимально как граф Орлок — вампир из бессмертной классики «Носферату, симфония ужаса» Мурнау, в прошлом году отметившей столетие.

Минусы:

— в первые же секунды фильма нам сообщают, что «Деметер» — русский корабль, но ни единого подтверждения этому за следующие два часа нет — кажется, в конце XIX века кириллица была для русских моряков не родной;

— в смысле сюжета перед нами просто проходной фильм ужасов, который предлагает пару интересных решений (чего стоит убийство Тоби), но все же не обходит стороной ни одно из клише жанра. Интересно, что Эвредал сам назвал свой фильм «вампирским «Чужим» на корабле». В свое время «Чужой» позаимствовал идею клаустрофобного ужаса в замкнутом пространстве у Брэма Стокера. Теперь эта тема причудливо вернулась бумерангом уже в экранизации «Дракулы». Возможно, поэтому во время просмотра не покидает ощущение вторичности.

Фото: Universal

Подписаться: