, 2 мин. на чтение

«Последний министр» Романа Волобуева — политическая комедия о нашей реальности, которая уже как самый абсурдный фикшн

, 2 мин. на чтение
«Последний министр» Романа Волобуева — политическая комедия о нашей реальности, которая уже как самый абсурдный фикшн

Накануне премьеры «Последнего министра» его сценарист и постановщик Роман Волобуев написал у себя в фейсбуке, что в нынешней ситуации сериал смотрится не сатирой на русскую стабильность, а ностальгическим ретро.

Это, конечно, лукавство: русская политика уже достаточно десятилетий идет более или менее одним и тем же курсом, чтобы попытка ее художественного осмысления не потеряла актуальности. Тем более что попытка крайне редкая, поскольку история нашего отечества имеет обыкновение закладывать виражи, до которых не додумается даже крайне одаренный сценарист. Впрочем, Путина или еще каких-нибудь известных действующих лиц ожидать не стоит, все-таки кино — это прежде всего фантазия, а не новостная сводка.

Действие «Последнего министра» разворачивается в стране, которой управляют Площадь и Набережная. В этой России есть 23 министерства, функционал которых относительно понятен, и 24-е — загадочное Министерство перспективного планирования, проедающее бюджет и нуждающееся в срочном упразднении. Действие сериала начинается с того, что для этого самого упразднения представился случай: министр Сергей Гаврютин (Борис Невзоров) умирает прямо на рабочем месте от отвращения к происходящему в ведомстве. На его место назначают Евгения Тихомирова (Ян Цапник) — «идиота, но деятельного». Однако Тихомиров, искренне желающий помочь стране, вместо того, чтоб развалить министерство, постепенно становится звездой российской политики.

Волобуев рассказывает, что вдохновлялся «Новостями» Аарона Соркина как сериалом, в котором герои руководствуются исключительно идеалами. С поправкой на перенос концепта в российские реалии это означало, что герои должны гробить себя, действуя из соображений дремучего цинизма. Однако первые ассоциации, рождаемые «Последним министром», это не «Новости» и не «Высокий блондин в черном ботинке» (откуда авторы отчасти позаимствовали завязку), а, разумеется, «Слуга народа», сделавший комика Владимира Зеленского президентом Украины. Даже рекламная кампания в итоге выстроена с заметным кивком соседскому сериалу: с билбордов опустевшей Москвы россиянам многое обещает Ян Цапник.

Однако это сходство явно непредумышленное. Просто выходит так, что самая абсурдная завязка политического кино в наших реалиях оказывается предсказуемо реалистичной. Авторы сериала (сценарий Волобуев писал совместно с Еленой Ваниной, сыгравшей здесь ведущую телеканала «Дрожь») это прекрасно знают, а потому направляют энергию на то, чтобы максимально отдалить происходящее от сатирического комментария к текущей повестке — произведения в этом жанре, как правило, крайне недолговечны. На помощь здесь приходит правильная интонация, авторы не пытаются скрыть ни своего интеллекта, ни своего присутствия — всегда подкупает, когда с тобой разговаривают как с умным. «Министр» начинен отсылками, шутками, парадоксальными ходами (дождитесь феноменального выхода Андрея Мерзликина в черно-белой «воронежской» серии). Кроме того, Волобуев собрал блестящий актерский ансамбль — кроме Цапника, которому давно не везло с настолько умными ролями, это Ольга Сутулова, Анна-Мария Шепелева и Сергей Епишев.

Иными словами, это редкое для России кино, которое прежде всего элементарно интересно смотреть — не из-за политической актуальности, а просто из-за того, как оно сделано. «Министр» то и дело застывает за полшага до срыва в чистый сюрреализм, обманывает ожидания, плачет, смеется, щетинится как еж. А главное — дарит спокойную и здоровую дистанцию с типично русским безумием, которое способно при близком контакте уничтожить любую нервную систему. Дистанцию, которую стоит сохранять далеко не только во время нынешнего карантина.

Фото: Кинопоиск HD