Геннадий Устиян

«Претенденты» Луки Гуаданьино: теннис, пенис и Зендея как трофей

3 мин. на чтение

Теннис больше, чем любой другой вид спорта, подходит в кино как метафора человеческих отношений — выигрывает тот, кто лучше умеет отбивать подачу со своей половины поля. Правда, «Претенденты» Луки Гуаданьино (в прокате США с 26 апреля, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) больше похож на современный пересказ «Жюля и Джима» Трюффо, чем на другие фильмы о большом теннисе — «Уимблдон» или «Борг/Макинрой».

Плюсы:

— «Претенденты» начинаются и заканчиваются в одном и том же месте (третьеразрядный теннисный турнир в Нью-Рошелле, штат Нью-Йорк) и показывают одно событие — сражение на корте бывших друзей Арта Дональдсона (Майк Фейст) и Патрика Цвейга (Джош О’Коннор), чьи дороги давно разошлись. Арт стал звездой тенниса, но теперь пик его карьеры давно позади, и он давно тяготится хлопотной жизнью активно играющего спортсмена. Патрик в отсутствие хороших тренеров и менеджеров свою карьеру пустил под откос, так что турнир в Нью-Рошелле едва ли не последний для него шанс попасть в профессиональную лигу. Друзья не похожи не только в смысле теннисной иерархии. Игра интровертного блондина Арта держится на технике и дисциплине, тогда как сильные стороны порывистого брюнета Патрика — страсть и склонность к риску. Как бы переводя эти качества в личную жизнь, Патрик сам говорит Арту: «Все девушки хотели со мной заниматься сексом и никто не хотел за меня замуж». Имеется в виду в отличие от надежного и предсказуемого Арта, на которого всегда можно положиться. Что и сделала третья сторона в этом треугольнике Таши Данкан (Зендея) — в прошлом восходящая звезда тенниса встречалась в колледже с Патриком, но выйти замуж предпочла за его друга Арта, которого сейчас тренирует после того, как с собственной карьерой пришлось распрощаться из-за травмы;

— «Претенденты» регулярно возвращаются в прошлое, на 13 лет назад, когда все трое только познакомились, и эти флешбэки не напрасны — каждый из них добавляет к истории героев что-то, что объясняет их нынешние отношения. Почему Арт и Патрик больше не друзья? Почему Таши ушла от Патрика? Почему Арт потерял интерес к игре, словно то, что когда-то было его топливом и мотивацией, ушло навсегда? Гуаданьино помещает юных еще героев в отельный номер, где они вроде начинают заниматься сексом, но Таши быстро уходит, пообещав дать свой номер тому, кто победит завтра в игре. Получается, что именно тогда она запустила цепь соперничества и ревности, которая сделала всех троих несчастными? Или дело в другом — в том, что подростковая связь Арта и Патрика и была тем условием, которое позволяло им получать удовольствие от побед и игры в целом?

— другой сценарист попроще сделал бы поцелуй Арта и Патрика во время несостоявшегося тройничка главным в этом сюжете, но автор сценария Джастин Курицкес и Гуаданьино не стали все сводить к подавленному гомосексуализму, отчего «Претенденты» только выиграли;

— здесь есть киноманская шутка, связанная с фильмографией Зендеи. Дочь Таши спрашивает маму, когда они наконец посмотрят «Человека-паука» — наверное, одного из тех, где актриса сыграла ЭмДжей, романтический интерес Питера Паркера;

— все актеры превосходны. Майк Фейст и Джош О’Коннор — как две половины одного игрока, в котором сочетание их сильных сторон позволило бы ему стать великим чемпионом. Зендея играет трагедию настоящей чемпионки, которая действительно была готова положить жизнь за свою истинную страсть и призвание — теннис, но вынуждена наблюдать, как близкие ей люди растрачивают свои способности на ерунду и никогда не оправдают ее ожиданий. Хотя сюжет «Претендентов» и похож на «Жюля и Джима», между которыми металась Жанна Моро, Зендея здесь неожиданно похожа внешне на другую великую французскую кинозвезду Брижит Бардо ее зрелого периода 1970-х. Когда она сидит в первом ряду во время игры и водит глазами за мячом вправо, влево и обратно, видно, что ставки этой игры для нее высоки;

— в общем, Гуаданьино этим фильмом и хочет сказать, что важна не одна конкретная победа, и даже не победа как таковая, важно то, к чему приводят поступки героев до игры и после;

— роскошный саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса — в сцене финальной игры их музыка не менее важный участник фильма, чем актеры и камера;

— несмотря на то что в смысле секса это очень целомудренный фильм, он же и очень сексуальный — весь состоящий из нервной грации Зендеи и кадров напряженных мышц игроков перед ударом. Соперничество Арта и Патрика граничит с сексуальным желанием — второй даже заходит в сауну к первому с членом наперевес, забыв о полотенце и скромности. Большой пенис Патрика вообще упоминается в фильме не раз как подтверждение его маскулинного превосходства. Член Патрика — его последний аргумент, когда все остальное не сложилось.

Минус:

— мало что можно снять интересного о такой банальности, как любовный треугольник. Надежный, но скучный муж. Грубый, но страстный любовник. Женщина, лгущая себе и окружающим. Герои «Претендентов» иногда похожи на ходячие клише. Спасает умение Гуаданьино сделать все, чтобы показать заштампованную историю ярко. Как минимум ему эти люди интересны, и это любопытство передается и нам.

Фото: Warner Bros. Pictures

Подписаться: