Геннадий Устиян

«Присцилла: Элвис и я»: при домострое вышла замуж, при феминизме развелась

4 мин. на чтение

В год, когда киноиндустрия снимала байопики о мужчинах («Оппенгеймер», «Маэстро», «Растин», «Феррари», «Наполеон» и «Стальная хватка»), одна надежда была на Софию Копполу, которая вот уже четверть века из фильма в фильм воспевает скуку и одиночество привилегированного девичества, будь то девственницы-самоубийцы или Мария-Антуанетта. Так что когда единственная жена Элвиса Пресли Присцилла одобрила сценарий Копполы по ее собственным мемуарам 1985 года «Элвис и я» и даже стала продюсером проекта, казалось, героиня нашла своего идеального режиссера, и в каком-то смысле так и произошло, но в целом режиссер свою героиню подвела.

Плюсы:

— это от первого до последнего кадра очень красивый, выверенный с точки зрения дизайна фильм (в кинотеатрах с 25 января), что в очередной раз доказывает: Коппола в первую очередь стилист, а не режиссер, а если и режиссер, то рекламных роликов. Уже на титрах маленькие ножки 14-летней Присциллы с идеальным педикюром утопают в плотном ковре, и кажется, что перед нами реклама салона красоты или обувной компании;

— актриса Кэйли Спэни не зря получила кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале — играть одну из самых известных женщин в мире, которая к тому же продюсирует фильм, не самая простая задача, тем более Спэни играет свою героиню и 14-летней, и 27-летней. Джейкоб Элорди тоже сделал отличную работу, показав совсем другую версию Элвиса Пресли, отличную от исполнения Остина Батлера в недавнем «Элвисе» База Лурмана. Его король рок-н-ролла, с которым мы знакомимся, когда он в 24 года проходит срочную службу в Германии, с одной стороны, избалованная славой звезда, с другой — консервативный парень с Юга в поисках надежного домашнего тыла. Как мы знаем, для счастливого брака даже полвека назад было нужно нечто третье;

— за что бы ни критиковали «Присциллу», всегда стоит помнить, что это не байопик в его традиционном понимании, а именно экранизация воспоминаний конкретной героини, событий и ощущений именно такими, какими она их запомнила. Коппола-режиссер всегда была сильна именно умением передавать на экране ощущения своих любимых персонажей-инженю, девушек в самом начале жизни, полных надежд, которые, скорее всего, не оправдаются. Кажется, что сама Коппола, выросшая под мощной тенью своего отца, так никогда и не повзрослела, предпочитая изучать этот незрелый взгляд девушки, готовящейся к большой жизни, но так и не принявшей ее. Когда смотришь подряд несколько фильмов Копполы, эти тематические повторы могут раздражать, но, с другой стороны, они стали частью ее авторского почерка. Именно поэтому первая часть «Присциллы», где 14-летняя скучающая в Германии американская школьница влюбляется во вдруг оказавшегося рядом с ней кумира миллионов, получается у Копполы лучше всего. Это скорее фильм о первой девичьей влюбленности, чем об отношениях двух взрослых людей, в которых Присцилла и Элвис неизбежно превратились со временем. Вернее, как только они повзрослели, Коппола потеряла к ним всякий интерес — дальнейшие события после брака здесь скорее просто проговариваются;

— само время действия показывает через судьбу Присциллы, как изменились отношения между мужчинами и женщинами в середине прошлого века. Школьница в 14 лет мечтает о богатом, красивом и знаменитом парне — тысячи фанаток Элвиса делали то же самое, но за воротами Грейсленда. Но у этого богатого, красивого и знаменитого парня были вполне старомодные ожидания от брака — он ждал, что преданная жена будет «следить, чтобы не затухал домашний очаг» (цитата из фильма), пока он будет изменять жене с красивыми ровесницами-старлетками на съемках глупых голливудских комедий. От Присциллы даже не требовалось быть «босой и беременной на кухне», поскольку деньги мужа полностью освобождали ее от быта. Ей всего лишь нужно было красиво сидеть в гостиной на диване в туфлях на шпильках и ждать мужа. В фильме много таких кадров, где Присцилла причесывалась, красилась, одевалась и садилась ждать. О такой жизни действительно грезили многие девочки 1950-х, особенно из бедных семей. Но на дворе уже был конец 1960-х, ровесницы Присциллы взбирались на баррикады сексуальной и психоделической революций, пока она все сидела ждала мужа и удивлялась, почему он ее не хочет. Так София Коппола подводит нас к причинам, почему та же девочка, которая мечтала выйти за короля, через несколько лет решила сбежать из дворца. Король, бывший для нее в эпоху домостроя шансом улучшить свою жизнь, стал всего за 12 лет обузой.

Минусы:

— но обидно, насколько одномерной показана Присцилла в фильме по ее же книге. Известно, что после смерти Элвиса она как попечительница их дочери и наследницы Лизы Мари превратила Грейсленд, в котором провела столько лет в одиночестве, в многомиллионный туристический аттракцион, то есть она была талантливой бизнесвумен. Также известно, что после ухода от Элвиса ее личная жизнь была максимально бурной, с романами с Хулио Иглесиасом, Ричардом Гиром и другими. Ничего этого в фильме нет, есть только девочка, которая покорно соглашается с мужем и подсаживается на амфетамины и снотворное, чтобы соответствовать его образу жизни. Возможно, Присцилла сама убрала из фильма все сцены, где описано, почему она на самом деле ушла от Элвиса, но и Коппола признавалась, что «не хотела показывать его совсем уж злодеем». Конфликт скорее видится в том, что Пресли продолжал жить в тех условиях, которые принесли ему славу в 1950-х, и боялся что-либо менять. Но фильм не показывает этот контекст — например, на экране ни разу не появляется Полковник Паркер (которого в «Элвисе» играл Том Хэнкс), управлявший карьерой Пресли. В фильме Копполы не хватает именно контекста: здесь есть известный певец, который капризно требует домашнюю зверушку, и есть взрослеющая девушка, отказывающаяся этой зверушкой быть. Хорошая история для фильма о меняющихся нравах середины прошлого века, но недостаточно полная для истории Элвиса и Присциллы Пресли.

Фото: Capella Film

Подписаться: