Геннадий Устиян

«Рейган» настолько плох, что даже сам Рональд Рейган в нем бы не снялся

3 мин. на чтение

Оливер Стоун в 2008-м объяснил прокатный провал своего фильма «Буш», где он, классический либерал старой закалки, пытался проанализировать, как такой ничем не выдающийся человек, как Джордж Буш-младший, умудрился править США целых два срока: «Республиканцы решили, что раз фильм об их лидере снял я, то это будет обязательно поклеп, и не пошли в кино. Демократы не пошли в кино просто потому, что не хотят смотреть два часа на Буша-младшего». Восприятие байопиков о политиках вообще напрямую связано с ценностями, которые они собой олицетворяли. Но есть еще одна причина, почему жаль, что зрители не посмотрели «Буша» — картину снял очень талантливый режиссер, который хотел докопаться до правды и относился к своему герою как минимум с любопытством, даже если не разделял его взглядов.

К сожалению, новый «Рейган» (в кинотеатрах США с 30 августа, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов), восхищающийся своим главным героем, просто очень плохо снят. Что неудивительно — фильм сделан не режиссером калибра и дарования Оливера Стоуна, а Шоном Макнамарой, чья фильмография состоит из картин вроде «Кошки против собак 3» и «Инопланетяне съели мою домашнюю работу». То есть биографию одного из самых важных американских президентов XX века доверили режиссеру детского кино.

Плюсы:

— плюсов тут немного, но приятно упомянуть приличных актеров Денниса Куэйда и Пенелопу Энн Миллер в ролях Рональда и Нэнси Рейган. Они делают все, что могут;

— надо сказать, что если бы фильм снимали более талантливые люди, из жизни Рейгана можно было бы сделать отличное кино. У него было чувство юмора — чего стоит хотя бы его ответ на дебатах с Уолтером Мондейлом в 1984-м, когда его спросили, не слишком ли он стар для второго срока: «Я бы не хотел обсуждать тему возраста, чтобы не использовать в политических целях юность и недостаток опыта моего оппонента». К счастью, в фильме есть этот момент, как и другие публичные удачи Рейгана;

— этот байопик хорошо показывает: именно то, что Рейгана как политика долго воспринимали не всерьез, а как «актеришку», и стало его конкурентным преимуществом. Да, он не стал звездой и актером был средним, но все же набранный во время работы в Голливуде опыт и умение «сыграть» там, где другие политики терялись, стало его плюсом. В сценах, где он произносит вдохновляющие избирателей речи, видно, насколько ему пригодилось умение убеждать публику. В политике побеждает не лучший ум или другие качества, побеждает кандидат, про которого публика скажет «классный чувак», а Рейган навострился играть «классных чуваков».

Минусы:

— за основу байопика взята книга Пола Кенгора 2006 года «Крестоносец: Рональд Рейган и падение коммунизма», поэтому вся жизнь героя показана с точки зрения его борьбы с Советами, которую он начал, еще работая в Голливуде в 1940-х. Но совсем странно то, что рассказчиком «Рейгана» является шпион КГБ Виктор Петрович (Джон Войт), которого Брежнев называет «товарищ Петрович» — такое возможно только в голливудском фильме с плохими консультантами, в этом смысле, конечно, в американском кино почти ничего не изменилось со времен «Рэмбо» и «Рокки». Рассказывает Петрович историю жизни Рейгана молодому шпиону в исполнении нашего Алексея Воробьева, который давно уехал в Америку и там сменил фамилию на Спэрроу (то есть воробей по-английски). Конечно, все это смотрится нелепо и стыдно;

— «Рейган» не столько байопик, сколько попурри из самых важных моментов в жизни Рейгана и одновременно — житие святого, уже родившегося с миссией искоренить «красную угрозу» и спасти от нее «свободный христианский мир» (у Рейгана было прозвище Крестоносец), поэтому когда к власти в СССР пришел Горбачев, президент США понял, что его время пришло. Это не живой человек, а ходячая формула, приспособленная к образу «крестоносца». Брак с Нэнси показан только как заговор единомышленников, а пятерых детей в кадре нет вовсе. В общем, о жизни Рейгана интереснее даже читать «Википедию», чем смотреть этот «байопик»;

— но все бы это было ничего, если бы команда, снявшая «Рейгана», испытывала бы к своему герою хоть какое-то настоящее, а не формальное любопытство и умела сказать что-то кроме того, что он им очень нравится. Снять байопик американского президента через оптику агента КГБ — это так дико, что даже интересно. Странно другое — что авторы фильма ограничиваются только этой частью биографии героя. Рейган здесь «крестоносец», борец с Советами и противник «империи зла». Но хотя развал СССР и приписывают ему как главную заслугу в жизни, все же в ней были и другие события. Стоять 24 часа в сутки и махать кулаками в сторону Москвы утомительно даже для столь убежденного антисоветчика. Интересно, что такой сладкий фильм выходит именно тогда, когда консерватизм Рейгана и его заслуги в крушении «империи зла» скорее исторически провалились. Именно сейчас Америка переживает подъем энтузиазма по поводу возможности президентства Камалы Харрис — цветной женщины (сама возможность этого привела бы Рейгана в ужас), а отношения с Россией сейчас у США еще хуже, чем при Брежневе. Но, конечно, в житии святого такие неприятные параллели проводить не положено.

Фото: ShowBiz Direct

Подписаться: