Реванш слабака: убийство жены превращает «Новичка» айтишника Рами Малека в Джеймса Бонда
Если уже сам синопсис «Новичка» о компьютерщике ЦРУ Чарльзе Хеллере (Рами Малек), который превращается в ангела мщения после убийства жены Сары (Рэйчел Броснахэн), напоминает вам о шпионских триллерах 1970-х, вам это не кажется — фильм снят по одноименному бестселлеру Роберта Литтелла, напечатанному в 1981-м, и в том же году уже выходила экранизация с актером Джоном Сэвиджем в главной роли под более удачным названием «Дилетант». «Новичок» идет в мировом прокате с 11 апреля, в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов.
Плюсы:
— конечно, фильмов о маленьком человеке, который стал менее маленьким из жажды мести и справедливости, было снято много, но каждый раз они прекрасно смотрятся — в таких историях важны детали и то, как именно они рассказаны. Голливуд всегда противопоставлял Дон Кихота Санчо Пансе, романтического героя боевика — его умному хилому помощнику, который помогает ему, так сказать, с техническим обеспечением. У каждого Джеймса Бонда есть свой Кью, и вот час Кью настал.
Дешифровщик Чарльз работает в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли и женат на Саре, которая летит в командировку в Лондон и уговаривает поехать с ней, но он не может (о чем потом, естественно, сожалеет). Сара погибает в ходе теракта, Чарльз благодаря своей работе прекрасно осознает, что акция запугивания произошла косвенно по вине ЦРУ, и просит начальство отправить его в Европу, чтобы отомстить убийцам жены. Иначе, шантажирует он удивленного босса (Холт Маккэллани), журналисты получат доказательства недочетов и ошибок спецслужб. Если вы продолжаете верить тому, что происходит на экране, и не выключили фильм, вас ждет джеймс-бондовское (только с бюджетом сильно скромнее) приключение, действие которого происходит в Париже, Марселе, Мадриде, Стамбуле, Констанце и заканчивается в Приморске, где окопался главный злодей (сцены в России, как водится в голливудских фильмах, самые смешные — Чарльз встречает коллегу из американского офиса за обедом в заведении «Харчевня» на берегу Финского залива);
— классический прием с находящимися на разных полюсах героями никогда не подводит. Полковника Хендерсона (Лоренс Фишберн) отправляют за Чарльзом в Европу с двойной миссией: сделать из гика супербойца и тихонько устранить. Надо ли говорить, что эта игра в кошки-мышки становится началом прекрасной дружбы;
— между перебежками по Европе вдруг находится место очень интересному монологу одной из героинь, агента с кодовым именем Квартирант (Катрина Балф) — найдя тихое место, чтобы спокойно поговорить, она рассказывает Чарльзу о том, чем для нее стала тишина после убийства любимого человека — отсутствие звуков, которые он издавал и которые только после его смерти начинаешь ценить. Редкий случай внимания к тексту, драматургии сюжета и психологии персонажей в современном экшн-фильме — обычно сейчас они как будто все написаны искусственным интеллектом;
— британский режиссер Джеймс Хоуз известен помимо прочего тем, что снял весь первый сезон сериала «Медленные лошади» и фильм «Одна жизнь», где герой Энтони Хопкинса спасал еврейских детей от фашистов. «Новичок» для него — переход в лигу режиссеров большого голливудского экшн-кино;
— прославившись десять лет назад главной ролью хакера-интроверта в сериале «Мистер Робот», Рами Малек явно хочет вырваться из принесшего ему славу образа, пробуя себя в амплуа экшн-героя (бондовским злодеем он уже побывал в «Не время умирать») и прямо на наших глазах отказываясь от своего прошлого главного экранного ботана.
Минусы:
— не считая зрелищной сцены с убийством в находящемся на большой высоте подвесном бассейне (только зачем-то перенесенном из Лондона в Мадрид), в фильме на удивление мало экшна;
— такой материал, как книга Роберта Литтелла с ее темами возмездия и потери себя, дарит Рами Малеку многогранного сложного персонажа. Но Чарльз сыгран на одной ноте, лицо Малека с его выразительными грустными глазами не покидает найденная десять лет назад маска, а режиссер как будто и не требует от своего актера большего. Из-за этого «Новичок» остается просто обычным экшн-фильмом и ничем больше.
Фото: «20th Century Studios»