Романтические террористы, очные ставки: «Граница» о баскском сепаратизме как нельзя кстати - Москвич Mag
Ярослав Забалуев

Романтические террористы, очные ставки: «Граница» о баскском сепаратизме как нельзя кстати

2 мин. на чтение

В 1980-е случайно забытая бумажка могла стать причиной совместной операции французской и испанской разведок. На дворе 1987 год. Бумажку с шифром забыл баскский террорист и владелец цветочного магазина в Сан-Себастьяне Йон (Кике Гуаза). В результате работы капитана испанской гражданской гвардии Марио Санца (Хавьер Рей) выяснилось, что террористы из сепаратистской организации ЭТА готовят теракт в центре Парижа. Однако испанское правительство сочло взрыв в соседнем государстве полезным, а Марио отправило в отпуск. Разумеется, капитан поехал во Францию, где обратился к другу и коллеге Леону Рено (Венсан Перес). Полицейские, правда, еще не знают, что опасаться им стоит не только Йона и его напарницы (Гоизе Бланко), но и возлюбленной самого Марио (Итсасо Арана), которую тоже подослали баски.

Баскский сепаратизм — неисчерпаемая тема, интернациональная рана, кровоточащая не меньше, чем наследие диктатора Франко, которому посвящен, к примеру, предпоследний фильм Педро Альмодовара «Параллельные матери». Про деятельность баскских террористов из организации ЭТА снимали не то чтобы реже, но все же больше для внутреннего, преимущественно испанского, рынка. В этом смысле сделанная при поддержке Amazon Prime «Граница» — попытка рассказать о травмах прошлого максимально широкой публике. При этом работа велась исключительно силами кинематографистов, специализирующихся на внутреннем рынке. Из сводного послужного списка двух сценаристов и двух режиссеров выделяется только работа Луиса Мариаса над эпизодами ситкома «Дежурная аптека», который пользовался успехом на отечественном телевидении в 1990-х.

Для комфортного разговора на болезненную тему авторы выбрали жанр политического триллера, поставленного в отчетливом ретростиле, но с международным размахом. С точки зрения завязки, вынуждающей конкурирующие спецслужбы Франции и Испании к сотрудничеству, это почти что сериал «Мост». В то же время тщательно воссозданный антураж конца 1980-х создает уютную дистанцию. Мебель, водолазки, куртки, автомобили, прически: «Граница» — это вполне масштабная реконструкция, которая не хвастается потраченными усилиями.

Задача сериала не показ мод и не парад предметной достоверности, а увлекательный рассказ — такая добросовестность всегда подкупает. С точки зрения интонации и композиции «Граница» скорее не популярный во всем мире Джон Ле Карре, а более понятный российскому зрителю Юлиан Семенов. Романтические террористы, очные ставки, переполненные внутренним напряжением кабинетные сцены — все это где-то между «Противостоянием» и «ТАСС уполномочен заявить… ». Вполне узнаваемы и типажи протагонистов. Марио — отчаянный солдат, из последних сил не теряющий самообладания, Леон — лощеный кабинетный инспектор, тщательно скрывающий блеск в глазах за очками в дорогой оправе. Здесь нельзя не заметить, что Венсан Перес сам по себе не чужой нам человек. Он снимался не только в «Королеве Марго» у Патриса Шеро, но также и в «Линии жизни» Павла Лунгина и даже в сериале «Кухня».

Все вместе наделяет «Границу» непривычным сегодня вневременным качеством. Этот сериал может пройти ниже радаров, но очевидно, что он прекрасно будет смотреться и через пять, и через пятнадцать лет. Пресловутый конфликт чувства и долга к тому времени вряд ли выйдет из моды, а свитера под горло и красные куртки, напротив, могут вновь обрести актуальность.

Фото: Prime Video

Подписаться: