Ярослав Забалуев

Сериал «Неверная»: любовь по-шведски — это когда влюбленные рвут друг друга на части

2 мин. на чтение

Драматург Дэвид (Густав Линд) только что развелся и приезжает развеяться к друзьям в окрестностях Стокгольма. Здесь его ждут джазовый пианист Маркус (Аугуст Витгенштейн), его жена Марианна (Фрида Густавссон) и их дочь Изабель (Поппи Клинтенберг Харди). Пока Дэвид пытается пристроить на киностудии свою полуэротическую пьесу, между ним и Марианной нарастает сексуальное напряжение, которое угрожает ее браку с Маркусом. К тому же в Дэвида влюблена Изабель. Спустя несколько десятилетий пожилой Дэвид (Еспер Кристенсен) забирает из больницы Марианну (Лена Эндре) после попытки суицида — оказывается, что финальная точка в их драме еще не поставлена.

О режиссере сериала «Неверная» Томасе Альфредсоне многие уже наверняка успели забыть, хотя каких-то 10–15 лет назад он ходил в главных надеждах европейского и мирового кино. Прорывной для Альфредсона стала экранизация отчаянного вампирского романа «Впусти меня», вышедшая в 2008 году. Это был чисто национальный продукт — шведская экранизация местного бестселлера, классическая хладнокровная готика, смешанная с эстетикой скандинавского нуара, которая как раз входила в моду. Фильм в итоге стал не только культовой классикой, но и получил два неудачных голливудских ремейка.

Томаса сразу взяли в оборот и выдали карт-бланш. Режиссер заявил о желании заново экранизировать роман Джона ле Карре «Шпион, выйди вон!». Фильм получился блестящим и получил три номинации на «Оскар», правда, без режиссерской. А вот на следующем фильме — «Снеговике» с Майклом Фассбендером — что-то пошло не так. Экранизация суперпопулярного детектива Ю Несбе с треском провалилась, а Альфредсон с 2017 года работает в родной Швеции. И совсем неудивительно, что в итоге он взялся за проект, связанный с великим коллегой Ингмаром Бергманом.

Сценарий под названием «Неверная» в 2000 году уже экранизировала муза режиссера Лив Ульман. Сам Бергман говорил, что ни разу в его произведениях не было так много прямых автобиографических деталей. В 2001-м Альфредсон навещал Бергмана на острове Форе и впервые заговорил о сериале по «Неверной». По словам Томаса, сперва собеседник отмахнулся от этой затеи, но чем дальше, тем больше она интриговала обоих.


Для разработки телеверсии «Неверной» в итоге потребовалось два с лишним десятилетия. Соавтором Бергмана стала Сара Джонсен, благодаря которой сюжет из двух с половиной часов (как в фильме Ульман) растянулся до четырех (или шести серий). В полнометражном фильме связь с Бергманом подчеркивал его любимый актер Эрланд Юзефсон, роль которого в титрах так и значилась: «Бергман». Юзефсон играл драматурга, которому является героиня его пьесы. У Альфредсона события развиваются в жанровых пределах телевизионной драмы, а про героя Еспера Кристенсена мы сразу знаем, что он современная и постаревшая версия драматурга Дэвида.

У Ульман в фильме до поры была почти мистическая интрига, вызванная слегка театральной конструкцией повествования. Альфредсон распрямляет бергмановскую витиеватость для современного зрителя. Его «Неверная» — очередная вариация «Сцен из супружеской жизни». И в этом качестве сериал, надо сказать, очень хорош. Сравнивать его стоит не с шедеврами Бергмана, а с ремейком «Сцен» от HBO с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн. В этой паре «Неверная», безусловно, выигрывает — и по глубине, и по легкости, и просто по цветовой палитре. Осенний Стокгольм и его пригороды, несколько красивых людей, десятилетиями рвущие друг друга на части — это вечные темы, подавать которые в Европе по-прежнему умеют лучше, чем в Америке. Забавно будет, если Альфредсон в ближайшее время получит и «Оскар» — он значится продюсером «Конклава» с Рэйфом Файнсом. В таком случае режиссера, вполне вероятно, ждет новое возвращение в Голливуд.

Легально сериал доступен на «Кинопоиске» и в «Амедиатеке».

Фото: Амедиатека

Подписаться: