Сериал «Плейлист»: как даже бескорыстные идеалисты превращаются в жадных монстров
Двенадцать лет назад Дэвид Финчер со своей «Социальной сетью» показал, что мир IT-стартапов может быть интересен и широкому зрителю, и даже ветеранам из Американской киноакадемии (фильм был номинирован на восемь «Оскаров»).
Основатель запрещенной в России соцсети Facebook моментально стал рок-звездой и вынужден был лишь смущенно мямлить про то, что в жизни все было не так. В основе финчеровского фильма формально лежал роман Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле», основанный на многих часах интервью с Эдуардо Саверином — партнером Цукерберга. В фильме, однако, его точка зрения фактически опущена. Вместо нее остался лишь хирургически вежливый, чуть отстраненный взгляд самого Финчера.
Сейчас киноиндустрия дозрела наконец до того, чтобы сделать байопики IT-гениев самостоятельным жанром. Совсем недавно Showtime разразился дорогой, но пустоватой «Битвой за Uber», теперь пришло время «Плейлиста» от Netflix, посвященного Spotify. В финале каждого из шести эпизодов этот сериал передает иронический привет «Социальной сети» и прочим коллегам — словами «На самом деле все было не так». Их поочередно произносят пятеро (не считая Даниэля Эка) героев, от лица которых ведется рассказ. Помимо сыгранного Эдвином Эндре Эка это хозяин шведского отделения Sony Music Пер Сундин (Ульф Штенберг), юристка Spotify Петра Ханссон (Гизем Эрдоган), программист и технический директор сервиса Андреас Эн (Йоэль Луцов), сооснователь Мартин Лорентсон (Кристиан Хильборг) и вымышленная подруга Даниэля певица Бобби Ти (Янис Кавандер).
Полифония развязывает авторам руки, позволяя сделать каждую серию, чуть-чуть варьируя жанр. Здесь и технотриллер (где-то между «Матрицей» и «Черным зеркалом»), и юридическая драма (Петра буквально всю серию ходит по одному и тому же коридору), и мелодрама про обретение связи с реальностью, и многое другое. Такой подход позволяет сериалу не утомлять, хотя практически в каждой серии рассказывается более или менее одна и та же история. Авторы «Плейлиста» таким образом дают понять, что по отдельности герои — ненадежные рассказчики и только все вместе способны представить относительно честную картину.
Приятно и то, что Netflix не побоялся отдать производство сериала шведской команде. Это позволяет сохранить в кадре пресловутый «гений места». Вечно пасмурная погода, романтические пейзажи, икеевский уют — здесь есть все, чего так не хватало, например, в финчеровской «Девушке с татуировкой дракона». Для гурманов есть даже важный эпизод в легендарной Polar Studios, основанной музыкантами ABBA.
За лихо рассказанной историей создатели (Кристиан Спурье и Люк Франклин, ответственные за сериалы уровня «Молодого Валландера») не забывают и о сути. «Плейлист» не только история успеха, но и сюжет о превращении антикорпоративного идеалиста Эка в акулу капитализма, настоящего монстра, держащего музыкантов за горло. Для артикуляции этой мысли авторы сериала даже позволяют себе расширенный эпилог-фантазию, в котором действие переносится в недалекое будущее. И особенно приятно, что вкуса, такта и фантазии им вполне хватает, чтобы не превратить этот замечательный сериал в банальную антикапиталистическую агитку. Всегда хорошо, когда зрителю оставляют возможность подумать об увиденном своей собственной головой, а не вкладывают в эту голову готовые ответы на сложные вопросы.
Фото: Netflix