Ярослав Забалуев

Сериал «Проект «Лазарь» — героическое кино наоборот: спасение любви стоит Третьей мировой

2 мин. на чтение

Два года назад многие сочли «Довод» Кристофера Нолана неудачей, но эти выводы оказались преждевременны.

Визионерский холодный вариант бондианы, как сейчас понятно, не мог не прорасти в британском кино, которое в принципе тяготеет к сдержанным эмоциям и чопорности. Все эти тезисы в полной мере подтверждает сериал «Проект «Лазарь» — настолько британский, что даже одна из героинь здесь похожа на молодую Пи Джей Харви.

Главный герой сериала — Джордж Аддо (Паапа Эссьеду), программист, разработавший приложение, которое просчитывает будущее на основе общедоступных данных (новостей, биржевых сводок и т. д.). Его смелому проекту не суждено сбыться, поскольку сразу после первой встречи по поводу продажи ноу-хау ловкая девушка Арчи (Анджли Мохиндра — как раз она и похожа на Пи Джей Харви) переворачивает его мир с ног на голову. Дело в том, что Джордж уже давно мучился от своеобразных дежавю, ему казалось, что каждую ситуацию из своей жизни он проживал по несколько раз, причем довольно вариативно. Арчи объясняет, что он не сошел с ума, а является редким мутантом, запоминающим отматывание времени назад. Перемоткой занимается организация, где служит Арчи — тот самый «Лазарь», а производятся эти манипуляции для предотвращения конца света от эпидемий и ядерных войн. Джорджу ничего не остается, кроме как пополнить ряды сотрудников, и первое же задание погружает его в новую реальность. Задача — найти русскую боеголовку, похищенную экс-сотрудником «Лазаря» Денисом Ребровым (Том Берк). Бородатый боевик полагает, что наш мир просто хочет умереть, и не надо ему мешать.

С одной стороны, «Проект «Лазарь» даже на уровне кастинга (чернокожий главный герой) и холодной визуальной эстетики (смесь «Бонда» с «Борном») отсылает к «Доводу». Однако сила авторов сериала в том, что они ссылаются на несколько источников и, тасуя их, получают нечто свое. Здесь звучат отголоски и «Дня сурка» (и «Дня курка»), и старой научной фантастики в духе романа Айзека Азимова «Конец вечности», и фантастики мелодраматической типа «Меняющих реальность».

Важна здесь и расстановка акцентов. В отличие от Нолана сценарист Джо Бартон (он работал над недавним «Столкновением») напирает не на трюки с ходьбой задом наперед, а делает акцент на человеческой истории. Фактически сюжет «Проекта «Лазарь» — традиционное героическое кино наоборот: чтобы спасти любовь, приходится вырезать целое посольство и развязать Третью мировую войну. Примечательно, что сериал на этом не останавливается и ближе к финалу предлагает зрителю еще несколько чувствительных эмоциональных ударов, путая карты и оставляя действие довольно непредсказуемым. За это «Лазарю» хочется простить и некоторые логические нестыковки, и недостаток масштаба, хотя сцена ядерного взрыва снята все же очень эффектно. Ну и, в конце концов, это сериал о том, как случаются мировые катастрофы — не самая приятная, но, безусловно, актуальная тема в наши дни. И тем лучше, что, если верить «Лазарю», все по-прежнему в надежных руках.

Фото: Sky Max

Подписаться: