Реальность и искусство, как известно, склонны подражать друг другу, и в рамках этого обмена было бы странно, если бы в наше удивительное время не случилось хотя бы эпизодического возрождения жанра антиутопии.
Netflix в этом плане (как и во всех прочих) держит нос по ветру, так что работа над новой адаптацией французского комикса «Сквозь снег» началась уже несколько лет назад. Речь там шла о том, что в процессе борьбы с глобальным потеплением ученые случайно спровоцировали новый ледниковый период. В результате мир будущего съежился до размеров самого длинного (1001 вагон) поезда в истории человечества. Это самое человечество там расположилось в соответствии с уровнем достатка в мирное время: в хвосте — бедняки, в голове — богачи, нежащиеся в джакузи и не знающие недостатка в черной икре. Первым этот мир семь лет назад перенес на экран Пон Джун-хо. После обретения культового статуса в родной Южной Корее режиссер вышел на мировую арену с англоязычным проектом. Картина про восстание «хвостовых» под руководством Криса Эванса снискала умеренные восторги критики, но большой звездой Пона не сделала — для этого понадобилось вернуться домой и снять «Паразитов». Теперь же Netflix в очередной раз идеально выбрал время премьеры сериала, спродюсированного (формально) оскароносным корейцем. Россиянам так и вовсе особенно повезло — не выпущенный в 2014 году фильм Пона прошел в отечественном прокате совсем недавно.
Хронологически события сериала разворачиваются примерно за полтора десятка лет до начала действия фильма. Поезд едет уже семь лет, социальное расслоение все ощутимее: если бедняки совсем недавно отказались от каннибализма, богачи, напротив, погружаются в тотальный декаданс. Однажды в голове состава происходит убийство, причем жертве отрезали руки, ноги и гениталии. Чтобы разобраться в произошедшем, управляющая поездом Мелани Кавилл (Дженнифер Коннелли) посылает в хвост за экс-копом Андре Лейтоном (Дэвид Диггс). Расследование, очевидно, изменит весь расклад сил в поезде — и людоедство мы здесь упомянули, увы, не для красного словца.
Если привычным жанром убежденного левака Пона является все-таки скорее фантасмагория с элементами фарса, то голливудская адаптация выполнена куда более строго и стройно. На экране много чего происходит, но в то же время действие совершенно никуда не спешит. Это вполне честная, очень детализированная фантастика, здесь есть за что зацепиться глазу и мир придуман таким образом, чтобы выдержать пристальный и даже придирчивый взгляд. Что касается персонажей, то в отличие от фильма у них есть возможность развернуться, характеры, очевидно, еще будут развиваться. Впрочем, уже понятно, что энергетический центр композиции — это Дженнифер Коннелли, одна из лучших актрис своего поколения, реже, чем хотелось бы, появляющаяся на экране. Тем более очевидно, что она выросла в настоящую диву — глаз не оторвать.
Поскольку «Сквозь снег» — это сперва детектив, а потом уже все остальное, социальная нота здесь не доходит до истерических частот, но звучит вполне ясно. Расслоение общества, сектантская приверженность порядку — все это, очевидно, со временем сыграет свою роль в сюжете. Карты вообще еще не раскрыты даже наполовину: во-первых, «Сквозь снег» уже продлен на второй сезон, во-вторых, там должен появиться персонаж Шона Бина. Ну и нельзя не отметить, что у жителей России (как страны, через которую можно ехать на поезде около недели) сериал и вовсе наверняка вызовет самые нежные чувства и ассоциации в диапазоне от пелевинской «Желтой стрелы» (повести, давно заслужившей экранизацию) до рязановских «Небес обетованных».
Фото: Netflix