search Поиск
Геннадий Устиян

«Солтберн»: живучий паразит берет измором вялую британскую аристократию

3 мин. на чтение

Второй фильм, следующий после режиссерского дебюта «Девушка, подающая надежды», за сценарий которого Эмиральд Феннел получила «Оскар», начинается со звучащего как оправдание признания главного героя. «Я не был влюблен в Феликса», — говорит Оливер Квик (Барри Кеоган), который с радостью принял приглашение богатого наследника Феликса Каттона (Джейкоб Элорди) провести лето в семейном имении Солтберн (фильм снят в замке XIV века с 127 комнатами в Нортгемптоншире в центре Англии).

Едкий триллер о лете, проведенном студентом Оксфорда в гостях у аристократической семьи, стал одним из самых обсуждаемых фильмов этого года, так что Феннел вполне может готовиться к дальнейшим номинациям на «Оскар», если, конечно, «Солтберн» (в британском и американском прокате с 17 ноября, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) не покажется киноакадемикам слишком радикальным. Параллели с «Талантливым мистером Рипли» очевидны, но сама Феннел считает, что «Солтберн» гораздо больше наследует «Возвращению в Брайдсхед», но, конечно, на совсем другом, современном и более циничном уровне.

Плюсы:

— сюжет кажется хорошо знакомым, но он никогда не перестает завораживать. Студент Оливер (для близких просто Олли) даже не мечтает поначалу подружиться с самым популярным парнем в кампусе Феликсом — у сына опустившихся наркоманов (во всяком случае, так он рассказывает) из Мерсисайда нет ничего общего с наследником аристократического рода, живущим в доме как будто из «Аббатства Даунтон». Но сломанный велосипед ведет к знакомству, а потом и к дружбе — для популярного красавчика Феликса, чьи бывшие пьяные девушки падают от отчаяния в объятия Олли, такая юношеская дружба что-то вроде благотворительности. Чем больше жизнь наказывает Олли, тем больше Феликс проникается к нему симпатией. И, как замечает сестра Феликса, разгуливающая по усадьбе в прозрачном пеньюаре нимфоманка Венеция (Элисон Оливер), он «такой настоящий». После того как Олли говорит, что лишился отца, Феликс из жалости приглашает его провести лето в их семейном доме, где мальчик знакомится с хозяином замка Джеймсом (Ричард Е. Грант) и его женой Элсбет (Розамунд Пайк особенно хороша в роли бывшей модели, которая не в курсе, где находится Ливерпуль, и даже гордится этим). Поначалу Олли чувствует себя не в своей тарелке среди людей, у которых принято наряжаться к ужину и которые вытаскивают его на сцену как домашнюю мартышку, чтобы он спел в караоке песню «Rent» Pet Shop Boys о том, что «любит за оплаченные счета». Но вскоре расстановка сил меняется — вырождающиеся аристократы совсем разучились выживать в современном мире, где процветают молодые люди с амбициями и мечтой и абсолютно без морали;

— Феннел собрала первоклассный ансамбль британских актеров, каждый из которых надевает свою социальную маску. Барри Кеоган недавно номинировался на «Оскар» за роль деревенского дурачка в «Банши Инишерина», исполнивший роль золотого мальчика Джейкоб Элорди только что сыграл Элвиса Пресли в «Присцилле» Софии Копполы и даже в маленькой роли подруги хозяйки поместья Памелы снялась Кэри Маллиган — явно в благодарность за номинацию на «Оскар» за «Девушку, подающую надежды». Вместе с Розамунд Пайк и Ричардом Е. Грантом вся эта компания выкладывается на экране с мощью профи на вершине своих возможностей, и им есть что играть;

— в фильмах Эмиральд Феннел нет ничего девичьего. Напротив, это жесткие истории, в которых не торжествует справедливость, а если и торжествует, то еще с чьей стороны посмотреть. В феминистском манифесте «Девушка, подающая надежды» насильники получали по заслугам, но уже после смерти мстившей им главной героини — можно ли это считать хеппи-эндом? В «Солтберне» один из героев — расчетливый убийца, но Феннел совсем его не осуждает, скорее фиксирует процессы, происходящие в западной стране, где премьер-министр индус, а мэр столицы пакистанец, и даже упивается деталями. Вслед на южнокорейскими «Паразитами» Феннел изучает взаимопроникновение противоположных социальных прослоек и следит за тем, кто победит, только в отличие от того же Пон Чжу Хо у нее есть мощная западная литературная традиция, на которую можно опереться — от Ивлина Во до Патриции Хайсмит. Конечно, в качестве социальной сатиры «Солтберн» смотрится поверхностно, но нельзя не отдать должное резкости и азарту, с которым Феннел выносит своим героям приговор — шокирует, но отрезвляет;

— очень смешная сцена, где голый Олли танцует в замке один под «Murder On the Dancefloor» Софи Эллис-Бекстор. Режиссер рассказывает, что сняла 11 дублей без монтажа, и после седьмого Барри Кеоган совсем раскрепостился. Такие сцены становятся мемами и получают даже более долгую жизнь, чем уготованная самому фильму.

Минус:

— как было сказано выше, «Солтберн» простоват, особенно после завышенных ожиданий до просмотра. Ждешь «Великого Гэтсби» XXI века — получаешь жестокий анекдот в смешанном жанре социальной сатиры и готического триллера. Но танец голышом искупает все недостатки. Танцуй, Олли, танцуй.

Фото: Amazon Studios

Подписаться: