search Поиск
Геннадий Устиян

«Создатель»: новое преследуемое меньшинство теперь роботы

3 мин. на чтение

Несмотря на тему нового фильма «Создатель» — человечность искусственного интеллекта и жестокость людей — и замах на высокотехнологичный голливудский блокбастер, режиссер Гарет Эдвардс, написавший сценарий вместе с Крисом Вайцем («Мой мальчик»), настаивает на простоте и даже рукодельности своего кино. «Создатель» (с 29 сентября в прокате США, в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов) действительно во многом отличается от остального сайенс-фикшна, который мы привыкли видеть на экране.

Плюсы:

— Гарет Эдвардс из тех режиссеров, которые прибегают к компьютерным спецэффектам как будто неохотно, хотя всю жизнь снимал в самом высокотехнологичном жанре. В 2010-м он дебютировал в режиссуре «Монстрами» и, имея бюджет для такого кино совсем крохотный — 500 тыс. долларов, сделал акцент на двух героях, которые путешествуют по Мексике и регулярно сталкиваются с пришельцами, добавленными лично Эдвардсом позже уже в собственной квартире. Следуя этой же установке, режиссер снял «Создателя» почти целиком на натуре, в Юго-Восточной Азии, где происходит большая часть действия, а не в павильоне. Так фильм «задышал» настоящей жизнью, которая часто напрочь отсутствует в голливудских блокбастерах;

— сюжет может напомнить «Бегущего по лезвию», но с нюансами. Сержант Джошуа Тейлор (Джон Дэвид Вашингтон) внедряется в группу юго-восточных повстанцев, защищающих роботов от коллективного Запада — в большинстве стран они запрещены после того, как взорвали ядерную бомбу в Лос-Анджелесе в 2055-м. Через 10 лет город почти восстановили, но Джошуа, потерявший там всех родных, одержим местью. В Азии он влюбляется в местную революционерку Майю (Джемма Чен), которая должна была привести его к источнику производства роботов Нирмате, и предлагает бежать с ним в Америку. Между Джошуа и родными подопечными роботами Майя выбирает вторых и, как он узнает позже, погибает. Проходят пять лет, и к ушедшему из армии герою приходят военные с предложением вернуться в Азию: Майя, оказывается, жива и произвела мимикрирующего под человека (а конкретнее — под шестилетнюю девочку) «симулянта»-андроида, который способен управлять техникой на расстоянии. Именно он должен решить исход войны и, соответственно, судьбу человечества;

— Эдвардс писал сценарий «Создателя» в 2018-м, когда разговоры об искусственном интеллекте крутились вокруг доставки дронами и полетов на Марс. Фильм же вышел сейчас, на пике битвы за допущение ИИ в большинство сфер человеческой деятельности и связанного с ней страха о потере миллионами людей работы. «Создатель» становится в этом противостоянии людей и роботов на сторону вторых, делая их кем-то вроде нового угнетенного меньшинства, нуждающегося в защите. Эта позиция идет вразрез с довлеющей сегодня в западном обществе, так что фильм Эдвардса в этом смысле идет против течения. Другое дело, что он слишком в лоб показывает США колониалистами-империалистами, что вполне исчерпывающе было сделано в «Аватарах», ничего смелого в этом нет. Из-за места действия «Создатель» даже вольно или невольно отсылает к «Апокалипсису сегодня» Копполы, проводя параллели между походом на роботов и войной во Вьетнаме. Даже если не соглашаться с тем, о чем говорит Эдвардс, нельзя не признать, что у него хотя бы есть позиция;

— «Создатель» вообще амбициозное кино. Андроид Альфи (Мэдлин Юна Войлс) здесь подается как иисусоподобная фигура новой эпохи, которой требуется защита матери, показанной здесь эфемерной, почти отсутствующей на экране девой, и Иосифа XXI века, чья миссия досталась главному герою Джошуа;

— это очень красиво снятый фильм, что неудивительно — оператор Грейг Фрейзер получил в прошлом году «Оскар» за «Дюну».

Минус:

— у Эдвардса все-таки лучше получается про роботов, чем про людей, несмотря на то что у него соглашаются играть небольшие роли актеры вроде обладательницы «Оскара» Элисон Дженни. Вся линия отношений Джошуа с андроидом Альфи, которая, возможно, в каком-то смысле его дочь, сделана пунктирно и формально, а ведь могла бы вырасти в серьезную драму на двух персонажей, поначалу чужих, но узнающих друг друга по ходу действия. Эдвардс выступает защитником искусственного интеллекта, но с таким сценарием рискует быть им замененным одним из первых, ведь, как известно, проблема с ИИ не в том, что он становится все более человечным, а в том, что люди все больше думают и действуют как роботы.

Фото: 20th Century Studios

Подписаться: