search Поиск
Геннадий Устиян

«Стражи Галактики 3» — фильм с бюджетом 250 млн долларов о детской травме енота

3 мин. на чтение

«Стражи Галактики» по сравнению со своими коллегами из Marvel — Капитаном Америка, Халком или Тором — всегда были самыми живыми и веселыми.

Как будто пытаясь исправить это недоразумение, сценарист, режиссер и вообще творческий руководитель «Стражей» Джеймс Ганн посвятил третью часть детской травме енота Ракеты, напоминая, что у каждого балагура и души компании есть до поры скрываемая незаживающая рана. Так третья, финальная (во всяком случае, так говорят пресс-материалы, но корпоративная жадность, как мы помним, возвращала на экраны и менее стоящие проекты) часть превратилась в самый дорогой фильм (бюджет — 250 млн долларов) о переживаниях милого енотика в истории кино.

Плюсы:

— старая команда — озвученный в оригинале Брэдли Купером енот Ракета, Питер Куилл (слегка, видимо, уставший играть одно и то же Крис Пратт), дерево Грут, женщина-мутант Небула (Карен Гиллен), Дракс Разрушитель (Дэйв Баутиста) и остальные на месте, и если вам предыдущие фильмы о стражах Галактики казались смешными, вы получите удовольствие от реплик о том, кто из друзей тупее. Плюс здесь новая героиня — собака Космо, которой Ганн поменял пол (в комиксах она была кобелем) в дань уважения первой советской собаке в космосе Лайке (в оригинале ее озвучивает Мария Бакалова). Супер способность Космо заключается в том, что она умеет силой мысли поднимать стены и расплющивать ими врагов, как она это проделывает с новым злодеем Адамом (Уилл Поултер), присланным своим хозяином Высшим Эволюционером (Чукуди Ивуджи) похитить Ракету для опытов. Вся команда стражей бросается на помощь другу, и, в общем, в фильме почти больше ничего не происходит, кроме миссии по спасению животного;

— так как фильм посвящен Ракете, нам показывают его детство в лаборатории Высшего Эволюционера и его дружбу с другими мутантами — выдрой Лайлой, моржом Зубиком и кроликом Полей. В третьей части как нигде раньше появляется тема экспериментов над живыми существами, делающая фильм похожим на «Остров доктора Моро» с безумным ученым-диктатором во главе. Так Ганн напоминает, что «Стражи Галактики» всегда были историей об аутсайдерах (мать Питера умерла, когда ему было восемь, отец, как мы помним из второй части, оказался подонком), и здесь он идет еще дальше. Но метафора остается метафорой. Как раз сейчас, когда владеющая Marvel компания Disney судится с губернатором Флориды и возможным претендентом на пост президента Роном Де Сантисом из-за выражения «непопулярной политической позиции» (Де Сантис обвинил Disney, что уже забавно, в пропаганде гомосексуализма в школах), «Стражи Галактики» поднимают на щит вопрос о реванше притесняемых аутсайдеров, но очень косвенно — в этом смысле даже «Люди Икс» больше двадцати лет назад высказывались более откровенно. Осторожность Disney и Marvel понятна — на кону слишком большая аудитория, включая детскую, и огромные доходы;

— несмотря на грустную тему с детством Ракеты, это уютная, без радикальных новшеств финальная треть любимой миллионами эпопеи, которая в конце дает поклонникам надежду на возвращение.

Минусы:

— Голливуд всегда снимал пропаганду. Мысль, что семья — это то, что ты выбираешь уже в сознательном возрасте, а не то, где ты родился, настолько давно продвигается массовой культурой, что стала уже невыносимым штампом. Когда первые «Стражи Галактики» девять лет назад вышли в прокат, они казались глотком свежего воздуха на фоне остального коммерческого кинопотока — столько в них было энергии и юмора. Сейчас они скорее выглядят как попытка уцепиться старыми приемами за внимание зрителей;

— точно так же старомодным кажется род занятий Высшего Эволюционера. Злодей создает новое общество, населенное «идеальными» (то есть покорными) существами, потому что земляне не оправдали его ожиданий. Этот грубый пафос, направленный против тоталитаризма во всех его проявлениях, настолько уже избит, что хочется пересмотреть какой-нибудь фильм времен Сталина — даже в 1940-х работали не так прямолинейно;

— невозможно избавиться от ощущения, что чернокожий актер Чукуди Ивуджи в роли главного злодея косплеит Сэмюэла Л. Джексона;

— и, наконец, «Стражи Галактики 3» (в прокате США с 5 мая, у нас фильм можно посмотреть онлайн у пиратов) подвержены тому же утомительному недугу, что и остальной Marvel. Гамора (Зои Салдана), умершая целых пять лет назад в «Мстителях: Война бесконечности», появляется уже в, если можно так сказать, потустороннем качестве и совершенно равнодушна к попыткам Питера вернуть былую страсть, во всяком случае, поначалу. Также здесь умирают или почти умирают другие герои, чтобы чудесным образом воскреснуть. Этот надоевший прием, призванный выжать слезу, чтобы потом вернуть героев на экраны и заработать на них еще денег, резко роняет планку зрительского доверия. Понятно, что мы наблюдаем условный выдуманный мир, но его полное несходство с реальностью вызывает разочарование. Такой прием работает один раз. Повторяясь многократно, он заставляет зрителей чувствовать себя использованными — примерно в этом енот Ракета и обвиняет своего мучителя-эволюционера.

Фото: Disney

Подписаться: