Ярослав Забалуев

«Темные начала» прикидываются подростковым фэнтези, погружая нас в мир стимпанковой Англии

2 мин. на чтение

Завершение «Игры престолов» естественным образом спровоцировало пока не бум, конечно, но некоторое ощутимое увеличение количества магии в жизни телезрителей.

Совсем недавно вышел «Карнивал Роу», которому сразу заказали второй сезон, скоро выйдет «Ведьмак» — и это не говоря про «Добрые знамения», тоже вписавшиеся в тренд. В этом тренде есть и момент исторической справедливости: книги Джорджа Р. Р. Мартина и Джоан Роулинг в начале века несколько заслонили все остальное, что происходило в жанре. Теперь же, очевидно, пришло время экранизировать произведения во многом не менее достойные, но находившиеся в тени. Есть здесь и вторая, более локальная проблема. Каналу HBO нужен если не новый флагман, то какой-нибудь значительный хит. «Темные начала» по написанной в конце прошлого века трилогии Филипа Пулмана в этом смысле — вполне вероятный, хоть и неочевидный кандидат. Вероятный — потому что книги эти имеют культовый статус, неочевидный — потому что действие здесь разворачивается крайне неспешно.

Итак, Лира Белаква (Дафна Кин из «Логана») учится в Оксфорде, но не простом, а явно отличающемся от настоящего. В руках у учеников и преподавателей — смартфоны, но небо бороздят сияющие дирижабли, а где-то на Севере живут бронированные полярные медведи. Кроме того, у каждого из жителей этого мира есть деймон — зверек, являющийся внешним выражением души хозяина. Мерное взросление хулиганистой юной героини нарушает визит ее дяди лорда Азриэля (Джеймс Макэвой), который в ходе северной экспедиции нашел Пыль — загадочное вещество, позволяющее попасть в другой мир и вообще кардинально изменить жизнь всех людей на планете. Открытие Азриэля угрожает Магистериуму — могучей и зловещей тоталитарной организации, сочетающей функции церкви и инквизиции. Кроме того, по поводу Лиры существует некое пророчество, которое злые силы тоже не устраивает. Чтобы как-то изменить предначертанное, Лиру берет под крыло тоже недобрая мисс Колтер (Рут Уилсон), однако девочка и ее деймон — куница Пантелеймон — уже прочно встали на путь собственной судьбы.

«Темные начала» — самый дорогой сериал в истории BBC (с которым HBO на сей раз работали совместно). Это стимпанковое фэнтези, мир которого хочется рассматривать бесконечно, тем более что первый сезон служит как раз для погружения зрителя в новую вселенную. Причем главное здесь не замечательно нарисованные звери и даже не новая интерпретация романа взросления, а схожесть происходящего на экране с нашим собственным миром, в котором привычный порядок вещей тоже неумолимо меняется.

Впрочем, в соответствии с первоисточником авторы сериала не спешат выкладывать все козыри разом. Пулман, будучи филологом, выстроил роман в ритме бомбы замедленного действия. Заложенные там антиклерикальные идеи, вдохновленные поэмой Мильтона «Потерянный рай», проявляются обманчиво неспешно, чтобы подвести читателя (а теперь и зрителя) к по-настоящему эпическому финалу. HBO и BBC уже почти закончили работу над вторым сезоном, так что «Темные начала» уже точно не постигнет судьба предыдущей попытки экранизации этих книг — фильма «Золотой компас» 2007 года. Наконец, важно, что эта история лишь притворяется подростковым фэнтези. Будучи по форме ремиксом «Хроник Нарнии», «Темные начала» — гимн индивидуализму, который в эпоху пропаганды и прочей постправды звучит абсолютно уместно.

Сериал можно легально посмотреть в «Амедиатеке».

Фото: BBC+HBO

Подписаться: