Геннадий Устиян

«Тетрис» начинается как производственная комедия и заканчивается как триллер о распаде СССР

3 мин. на чтение

Успехи онлайн-сервисов, соцсетей, компьютерных игр и громких стартапов интересуют кинематографистов с 2010-го, когда «Социальная сеть» Дэвида Финчера номинировалась на восемь «Оскаров» (и получила три).

В прошлом году вышли сериалы об Uber и WeWork, в этом шотландский режиссер Джон С. Бейрд (фильм «Грязь», свежий сериал «Стоунхаус») обратился к классике и снял «Тетрис» (на Apple TV+ с 31 марта) — историю международного успеха одной из первых компьютерных игр, придуманной советским программистом. Как правило, такие сюжеты оглушительно некинематографичны и рискуют превратиться в набор сцен, где гики обсуждают код, но Бейрд отнесся к истории «Тетриса» чуть ли не как к триллеру про Джеймса Бонда, многое переврав и приукрасив, но чего не сделаешь ради эффектного зрелища? В конце концов, никто и не обещал документальное кино.

Плюсы:

— то, что могло стать скучным перечислением сделок и сумм, во многом интересно смотреть благодаря Тэрону Эджертону в главной роли издателя компьютерных игр и основателя компании Bulletproof Software Хэнка Роджерса. Хэнк случайно увидел в 1988-м на конференции в Лас-Вегасе, как посетители маньячно играют в новую игру «Тетрис», и заболел страстью купить на нее права, обоснованно чуя тотальный успех новой зависимости. Голландец, выросший в Нью-Йорке и переехавший к жене-японке в Токио, поставил на «Тетрис» все, что имел, и оказался вовлеченным в сделку с Nintendo и соперничество с британской издательской корпорацией Mirror Group Роберта Максвелла (Роджер Аллам), на каждом углу хвалящегося своей дружбой с Горбачевым. Охваченный желанием обойти крупного игрока, Хэнк летит в СССР на излете его существования, где старая советская бюрократия уже чувствует свой конец, но не намерена сдаваться без боя. Так фильм о самой успешной компьютерной игре в мире (во всяком случае, с 1993 по 2020 год) становится историей о противостоянии капиталистического напора с советской системой и советским же сознанием;

— очень приятно, что Никита Ефремов, сыгравший программиста из советского вычислительного центра «Элорг» Алексея Пажитнова, который придумал «Тетрис» еще в 1984-м, получил не меньше хвалебных отзывов в западной прессе, чем исполнитель главной роли Эджертон. Кажется, что Ефремов слегка зажат, но это и нужно по роли — каким еще должен быть скромный советский служащий, к тому же посвятивший жизнь программированию. На контрасте интровертного Пажитнова с напористым и по-западному свободным Роджерсом частично держится и конфликт фильма, и его эмоциональный центр — эти люди, несмотря на диаметрально противоположный опыт и ценности, начинают симпатизировать друг другу по-человечески, а не просто на уровне бизнес-интересов;

— Эджертон уже не первый раз сотрудничает с продюсером Мэттью Воном, до этого были Kingsman и байопик Элтона Джона «Рокетмен» — редкое в наше время регулярное удачное сотрудничество продюсера и актера. Вон, как хороший муж, дает работу и своей жене — супермодель Клаудия Шиффер тоже значится с списке продюсеров «Тетриса»;

— неизбежный поп-саундтрек из 1980-х (Pet Shop Boys, Blondie) кажется избитым (одни и те же хиты того времени кочуют по всем фильмам о том десятилетии), но неизбежным. Иногда музыка даже может подчеркнуть происходящее на экране — когда в московском клубе начинают звучать первые аккорды «The Final Countdown» группы Europe, это символизирует предвкушение, с которым молодое российское поколение ждет неизбежных перемен;

— режиссер Бейрд и сценарист Ной Пинк в какой-то момент набираются наглости и чуть ли не связывают сюжет о «Тетрисе» с развалом СССР. На экране появляется Горбачев (Мэттью Марш), который прямо во время парада отдает приказ арестовать зарвавшегося коррумпированного кагэбэшника (что смешно), мешающего сделке «Элорга» с Роджерсом. Но желание вписать частную историю в большую понятно, как и полностью вымышленная погоня по московским улицам в духе бондовского «Золотого глаза»;

— сами Роджерс и Пажитнов читали сценарий о своей жизни и дали добро, хотя и признались, что сцена погони, которой не было, заставила их поежиться от неловкости — в реальности все было гораздо скучнее.

Минусы:

— чтобы оправдать название и тему картины, Бейрд добавляет не только в титры, но и на протяжении всего фильма пиксели, напоминая нам, что мы смотрим кино о «Тетрисе». Помимо того что зрители и так об этом не забывают, этот повторяющийся прием быстро начинает раздражать;

— партийный функционер-взяточник Трифонов сыгран Игорем Грабузовым так карикатурно, словно явился из «Остина Пауэрса», и придает реальной истории оттенок несерьезного фарса;

— местами фильм скатывается в банальнейшую мелодраму (например, когда находящийся в СССР Роджерс не может прилететь на школьное выступление дочери, что приводит к семейному кризису со слезами). Понятно, что Бейрд и Пинк хотели показать цену, которую приходится платить много работающим родителям, просто сама ситуация уж очень избито сделана, как и слащавый голливудский хеппи-энд. Этот фильм достоин того, чтобы закончиться на более серьезной ноте, во всяком случае, он на всем своем протяжении пытался сказать нечто более важное, чем просто задокументировать историю успеха компьютерной игры.

Подписаться: