Геннадий Устиян

«Тихое место: День первый»: конец света — не помеха для любителей хорошей пиццы

3 мин. на чтение

Обычно, когда принимается решение снять приквел после двух коммерчески удачных фильмов с одним сюжетом, сценаристы просто подгоняют события новой части под то, что нам уже известно: психопат Норман Бэйтс, понятное дело, с детства был склонен к жестокости, а мутанты профессор Ксавье и Магнето в молодости были друзьями, но поссорились из-за разных взглядов на одну и ту же проблему — людей. Так их противостояние получает еще одну драматическую грань.

Но в случае с «Тихим местом» подобный прием не сработал бы. Сюжет о нападении на Землю слепых, ориентирующихся только по слуху, инопланетян может быть о ком угодно, не обязательно о героях, к которым мы привыкли во время просмотра двух предыдущих фильмов. К тому же, если звать тех же актеров, их пришлось бы сильно омолаживать, а нынешние технологии все же не настолько хороши (вспомните последнего «Индиану Джонса»). Так что авторы «Дня первого» (в прокате США с 28 июня, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) придумали историю о совершенно новых героях и не прогадали.

Плюсы:

— вместо того, чтобы помещать действие в тот же мир, показанный в первом «Тихом месте», снятом Джоном Красински в 2018 году, и его продолжении 2020-го, режиссер Майкл Сарноски, написавший сценарий вместе с Красински, рассказывает историю умирающей от рака девушки Сэм (Лупита Нионго). Пережившая уже все озвученные ей врачами прогнозы Сэм не слишком хорошо реагирует на предложение медбрата (Алекс Вулфф) поехать на автобусе с остальными больными в Нью-Йорк на кукольный спектакль — она бы скорее воспользовалась этой поездкой, чтобы заскочить в Гарлем и съесть в любимой забегаловке пиццу — возможно, последнюю в своей жизни. Как раз после окончания спектакля на Нью-Йорк нападают инопланетные твари, которые потом будут терроризировать героев двух предыдущих «Тихих мест», и ожидание смерти отходит для Сэм на второй план — пока нужно молчать, чтобы не привлечь монстров и не быть уничтоженной еще раньше, чем ее добьет болезнь. В стремительно пустеющем Нью-Йорке Сэм знакомится со студентом юридического Эриком (Джозеф Куинн), и их блуждания по пустому городу, так часто становившемуся в кино эпицентром апокалиптического разрушения, может показаться зрителям даже более ценным, чем то, ради чего они изначально решили посмотреть фильм — собственно инопланетного вторжения. Есть что-то завораживающее в пустом городе — вспомните «Я — легенда»;

— хотя в «Дне первом», конечно, есть экшн с участием пришельцев (которых, кстати, наконец-то можно подробно рассмотреть — даже то, как устроены их хищные пасти), удивительно, что лучшими в фильме получились сцены между экшном. Полные боли и ужаса глаза Лупиты Нионго, зажимающей себе рот, чтобы не закричать, — гораздо более сильный образ здесь, чем очередное нападение инопланетян, которых мы видели не одну сотню раз в разном исполнении;

— режиссер Сарноски три года назад снял фильм «Свинья», где Николас Кейдж играл добытчика трюфелей. Теперь можно смело сказать, что Сарноски — один из лучших режиссеров, умеющих работать с животными. Кот Фродо (его сыграли сразу две кошки Нико и Шницель), с которым никогда не расстается Сэм, в фильме не менее важный персонаж, чем главные герои, причем не только сюжетно (Сэм ищет, с кем бы отправить кота из опасного Нью-Йорка). Это, возможно, самый воспитанный кот в истории кино — и умный, кстати, достаточно, чтобы понимать, что не надо лишний раз мяукать при сложившихся обстоятельствах. Также Фродо здесь отрабатывает давний киноштамп — его судьба гораздо больше волнует зрителей, чем то, что случится с людьми на экране. К умирающим в кино сплошь и рядом людям зрители давно привыкли, но готовы следить с замиранием сердца за спасением котика. Фродо это психологическое извращение использует со сдержанностью и профессионализмом Греты Гарбо;

— из-за необходимости героев постоянно молчать, чтобы выжить, в «Дне первом», как и в предыдущих двух фильмах «Тихое место», очень мало диалогов, вообще текста. Прекрасное напоминание о том, что кино по своей сути — немой визуальный вид искусства, и чем меньше в нем болтовни, тем больше ценности.

Минус:

— сделать «День первый» насколько возможно далеким от сюжета первых двух «Тихих мест» — похвальный ход. Но то, как мало в фильме собственно вторжения инопланетян и, соответственно, кровавых битв, скорее разочаровывает. Не нужно совсем уж превращать летний блокбастер в слезливую, больше характерную для артхауса историю о больной раком девушке и ее сообразительном котике.

Фото: Paramount Pictures

Подписаться: