Геннадий Устиян

«Три мушкетера: д’Артаньян»: казалось бы, столько раз это смотрели, но все равно не скучно

2 мин. на чтение

«Три мушкетера» настолько хорошо придуманный и написанный роман, что, раз прочитав его лет в семь, я помню всех персонажей и подробности сюжета спустя десятилетия. Помню даже, что узнал из книги новое для себя слово «потаскуха» и побежал спрашивать у мамы, что оно означает, как раз когда она чинно беседовала с соседями.

Это один из самых экранизируемых романов — д’Артаньяна еще в 1921-м играл кумир немого кино Дуглас Фэрбенкс. Помимо советской экранизации на все времена с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой вспоминается еще старая, начала 1960-х, французская дилогия с Милен Демонжо в роли Миледи, голливудская, тоже в двух частях, 1970-х с Майклом Йорком в роли д’Артаньяна и 12-летней давности версия с Миллой Йовович, снятая ее мужем, специализирующимся на экранизациях видеоигр. И тут снова выступили французы.

Плюсы:

— конечно, кастинг. Венсан Кассель (Атос), Ромен Дюри (Арамис), Луи Гаррель (Людовик XIII), Вики Крипс (Анна Австрийская) и Ева Грин, явно репетировавшая свою роль Миледи еще в «Городе грехов 2»;

— за что бы американцы ни любили свои версии романа Дюма, а мы — свою, все же французы имеют больше прав считать свои экранизации каноническими;

— судя по тому, как новая этика быстро захватывает киноиндустрию, спасибо, что д’Артаньяна не играет чернокожий, а Миледи все еще предпочитает мужчин.

Минусы:

— любой поклонник романа тяжело переживает, когда сценаристы начинают менять сюжет и вообще всячески самовольничать. История с подставным обвинением Атоса, его почти случившаяся казнь, покушение на короля во время свадьбы его брата, выдуманный брат Атоса Бенжамин де ла Фер — все это выглядит так, будто сценаристы пытались увеличить роль самой яркой здесь звезды Касселя. Но Атос и так важный персонаж, можно было просто выделить его за счет других героев, если уж так хотелось;

— всегда забавно смотреть в XXI веке, как Дюма в XIX писал о XVII. Когда кардинал Ришелье говорит Миледи, что Бекингем наденет на бал подвески королевы, хочется спросить: «Откуда вы знаете? Подписаны на его инстаграм?»* С учетом того, что две воюющие страны разделял пролив, а почту доставляли на лошадях, странно точно знать на несколько дней вперед подробности гардероба человека, который может надеть что угодно;

— в романе Дюма есть персонаж, которого мне лично всегда было очень жалко. Де Вард, любовник Миледи, никогда не попадает в экранизации, в том числе и в советскую, и в эту новую. А ведь он важный персонаж — именно за него выдал себя д’Артаньян, когда пробрался к Миледи и переспал с ней. В экранизациях ничего такого никогда не происходит. Почему — загадка, это ведь дополнительная причина для д’Артаньяна сожалеть об убийстве прекрасной преступницы;

— по этому фильму (российская премьера состоялась 7 июня в онлайн-кинотеатре Kion) можно вычислить, что французы заразились страстью во что бы то ни стало казнить своих королей уже после событий, описанных у Дюма. Здесь вдруг появившийся у Атоса брат Бенжамин с пылом кричит «Мы создадим республику протестантов!» и бежит покушаться на короля, опережая исторические события на полтора века.

______________________________________________________

*Компания Meta, которой принадлежит Instagram, признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Фото: Kion

Подписаться: