«Убийство на краю света»: Агата Кристи пришла по души лучших людей планеты
Детектив-любитель Дарби Харт (Эмма Корин) недавно издала тру-крайм-бестселлер «Серебристая лань», и вот ее уже ждет в гости техномагнат Энди Ронсон (Клайв Оуэн). Дарби получает приглашение в исландскую резиденцию Ронсона вместе с другими интеллектуалами и героями человечества. Цель поездки — наметить стратегию развития рода людского, которую при достижения консенсуса готов проспонсировать Ронсон.
Среди гостей Дарби встречает бывшего любовника Билла Фарру (Харрис Дикинсон), который после их расставания стал известным современным художником. В первую же ночь Билл при загадочных обстоятельствах гибнет, а на Исландию надвигается циклон, грозящий отрезать Ронсона и его гостей от цивилизации. Дарби приходится вспомнить навыки детектива и начать расследование.
«Убийство на краю света» — четвертый совместный проект Брит Марлинг и Зала Батманглиджа. Самая известная их работа — сериал «ОА», закрытый Netflix на полуслове после второго сезона. Это шоу спустя четыре года после принудительного завершения имеет совершенно заслуженный культовый статус и считается чуть ли не «Твин Пикс» для поколения миллениалов. Сравнение вполне оправданное: речь там шла о путешествиях по параллельным мирам и ангелах, а в саундтреке звучала, например, песня Pearl Jam «Better Man» в исполнении детского хора. Такими обаятельными деталями сериал был переполнен и вообще производил редкое для сегодняшнего мейнстрима рукотворное впечатление. Что же до сюжета, то «ОА» — это как если бы Дэвид Линч делал сериал по мотивам сказок Андерсена. Причем касается это не только многочисленных поворотов и общей психоделичности, но и настроения романтической обреченности.
По атмосфере «Убийство на краю света» наследует предыдущей работе, однако с точки зрения драматургии Марлинг и Батманглидж преодолели большую дистанцию в направлении широкого зрителя. Фактически их новый сериал — готическая, более холодная и эстетская версия «Достать ножи». Причем скорее даже неудачной второй части «Стеклянная луковица», где действие тоже разворачивалось в имении слегка сбрендившего технократа. Таким образом авторы открыто заявляют, что готовы играть по правилам индустрии и в случае успеха первого сезона готовы превратить «Убийство на краю света» во франшизу.
Однако во всем остальном они совершенно верны себе. Едва разогнавшись и заинтриговав зрителя, действие уходит во флэшбэки, лирические отступления и живописные зарисовки, благо исландская глушь располагает к этому в полной мере. Хаотичность и меланхолия, впрочем, обманчивы: сюжетные линии, конечно, сойдутся под самым острым из возможных углов, так что смотреть нужно внимательно — это все-таки детектив. Для удержания внимания создатели приготовили целый ряд технологических фокусов: здесь и написанный искусственным интеллектом в манере Хемингуэя фрагмент приключений Гарри Поттера, и триллер со взломом герметичного шлема, в котором заканчивается кислород, и многое другое. Другой центр притяжения — блестящий актерский состав, в центре которого трио Клайва Оуэна, Эммы Корин и самой Брит Марлинг в роли жены Ронсона. При поддержке остальных героев они разыгрывают вариации на темы «Десяти негритят» и «Убийства в Восточном экспрессе», причем звучат эти мотивы куда свежее, чем, скажем, в фильмах Кеннета Браны. И хочется верить, что для Дарби Харт это далеко не последнее дело.
Фото: Hulu