Удивительно, но в «Спутнике» Чужой осваивается в русском кинокосмосе не без комфорта
Казалось, что в ближайшее время мы отдохнем от русского кино — иногда, чтобы как следует соскучиться и осознать ценность, нужна разлука.
Однако ликвидация проката уже компенсирована потоком сериалов, а теперь и первая из заявленных на весну больших премьер приходит к зрителю, минуя кинотеатры. Трейлер «Спутника» появился в рекламных блоках кинотеатров еще, кажется, осенью и уже заранее обещал ни много ни мало русского «Чужого», то есть черт знает что с не вполне понятным, правда, знаком. В пользу проекта говорили актерский состав (Петр Федоров, Оксана Акиньшина, Федор Бондарчук) и продюсерское участие все того же Бондарчука. Против — абсолютная невозможность поверить в то, что из этой затеи при всех усилиях может выйти что-нибудь путное. Потому что ну какие, к черту, чужие в русском космосе?
Легко представить, что теми же мыслями задавался и космонавт Константин Вешняков (Федоров), сходя с ума на земной орбите от неподвижности и распевающего «Миллион алых роз» напарника. Однако утомительное безделье было прервано загадочным происшествием, а потом и спешным возвращением на Землю. Здесь — СССР образца 1983 года, и Вешнякова спешно берут в оборот спецслужбы, подозревающие, что с уцелевшим (товарищ погиб) героем Союза что-то не так. Вскоре выясняется, что по ночам из Константина действительно выходит нечто голодное и склизкое. С обоими предстоит познакомиться доктору Татьяне Климовой (Акиньшина), которую руководящий исследованием Вешнякова товарищ Семирадов (Бондарчук) срочно выписывает из Москвы.
«Спутник» вырос из короткометражки режиссера Егора Абраменко под названием «Пассажир», показанной несколько лет назад на «Кинотавре». Действие там разворачивалось в 1970 году, астронавта играл Артур Смольянинов. Суть действия сводилась к тому, что герой сперва долго говорил по телефону, а потом обнаруживал, что его инопланетный паразит (в существование которого герой, очевидно, отказывается верить) ночью случайно съел девушку. Этот фильм изначально был сделан в качестве подготовки к одноименному (в тот момент) полному метру. Сценарий к нему написал Роман Волобуев, у которого вскоре случился конфликт с продюсером «Пассажира» и «Спутника» Ильей Стюартом. Видимо, в этом и заключается причина, по которой в титрах Волобуева нет, зато в фильме ни разу не говорят слово «спутник», но один раз все-таки называют пришельца пассажиром
В любом случае интрига с человеком, живущим среди нас с Чужим внутри, была изрядно упрощена. «Спутник» превратился во вполне конвенциональный фантастический хоррор, усиленный довольно тщательно воссозданной советской атмосферой. Сцена, в которой Бондарчук, стиснув зубы и выпучив глаза, смотрит через стекло на инопланетного хищника, и правда заслуживает и быть снятой, и быть увиденной (пусть и не в кинотеатре). К графике здесь вообще не придерешься — это, пожалуй, первый после «Притяжения» и «Вторжения» фильм, сделанный действительно по мировым стандартам.
Центральные актерские работы тоже хороши: Федоров и Акиньшина оба снимаются в последние годы довольно мало, и «Спутник» — лишний повод вспомнить, какими, вообще говоря, способны быть русские актеры. Особенно это касается Акиньшиной. На голой психофизике она создает героине нешуточный объем, несмотря на то что сценаристы Золотарев и Маловичко, как это часто бывает в русском кино, вообще забыли придумать ей хоть какую-то судьбу. Собственно, сценарий здесь и есть самое слабое место. «Спутник» на самом деле отлично, бойко смотрится и заставляет не раз и не два поразиться тому, на что у нас способны, если постараться. Однако послевкусие у фильма остается невнятным. Авторы словно сами не вполне уверены ни в том, что хотят сказать, ни в том, как относятся к героям, а уж о том, откуда у Акиньшиной шрамы, которые зловеще мелькают в начале, они и вовсе к финалу думать забыли. Впрочем, русский «Чужой» все же худо-бедно состоялся, подождем теперь, пожалуй, «Хищника».
Посмотреть «Спутник» можно с 23 апреля на сервисе more.tv.
Фото: НМГ