, 2 мин. на чтение

«Улица страха» цитирует «Крик» и «Пятницу, 13», но, конечно, недотягивает до их уровня

Где-то на Восточном побережье США есть два городка — Шейдисайд и Саннивэйл. В соответствии с названиями в Шейдисайде все время кого-то убивают, а в Саннивэйле, напротив, всегда солнечно.

Вот и однажды теплым вечером 1994-го в торговом центре Шейдисайда случилась очередная кровавая резня: подросток в маске с черепом убил несколько человек, после чего был остановлен выстрелом местного шерифа. У вспышек жестокости есть мистическое объяснение: когда-то здесь расправились с ведьмой Сарой Фир, которая перед смертью успела заключить кровавый пакт с дьяволом и обрела вечную жизнь. Каждый раз, когда кто-нибудь натыкается на ее могилу, ведьма обретает нового приспешника. На сей раз таковой должна стать старшеклассница Сэм (Оливия Уэлш). Помешать пополнению армии тьмы берутся девушка Сэм Дина (Киана Мадейра), ее младший брат Джош (Бенджамин Флорес-младший), увлеченный историей Сары Фир, и пара школьников-драгдилеров Кейт (Джулия Рехвальд) и Саймон (Фред Хехингер).

Первоначально «Улицу страха» придумал писатель Роберт Лоуренс Стайн, которого называют «детским Стивеном Кингом» (на рубеже тысячелетий в России были популярны его книги из серии «Ужастики»). Наследие писателя, которому в нынешнем году исполнится 78 лет, исчисляется сотнями книг, и «Улица страха» среди придуманных им серий не самая многочисленная. Однако именно в нее решил вцепиться Netflix, чтобы опробовать относительно новый формат: не сериал, а три полнометражных (почти по два часа каждый) фильма, выходящих раз в неделю. Для реализации проекта пригласили режиссера Ли Джаньяк — супругу автора «Очень странных дел» Росса Даффера. Выбор постановщицы, вероятно, обусловлен тем, что Джаньяк несколько лет назад успела поработать над сериальной адаптацией «Крика» Уэса Крэйвена, от которого «Улица страха» беззастенчиво ведет свою родословную.

Первый фильм, имеющий в подзаголовке число «1994», даже слишком настойчиво пытается сыграть на ностальгических чувствах зрителей. Прежде всего это касается саундтрека — Nine Inch Nails, Garbage, Cнуп Догг, Radiohead, Pixies и Bush — даже для завзятого ретроманьяка здесь явный перебор. Коллизии фильма тоже отсылают не только к «Крику», но и к «Зловещим мертвецам» и чуть ли не «Живой мертвечине» (с точки зрения жестокости убийств). Обилие неприкрытых цитат в итоге не работает на радость узнавания, а только раздражает, мешая разобраться в нехитрой, в общем-то, истории.

Впрочем, терпение будет оправдано. «Улица страха» — это все-таки трилогия, и в финале первой части у нее обнаружится не слишком прихотливая, но все же остроумная структура, построенная на погружении в прошлое. Второй фильм про бойню в летнем лагере в 1978 году выглядит уже гораздо симпатичнее. На саундтреке здесь куда менее приевшиеся Нил Даймонд, Kansas и Runaways, а в сюжетном ДНК скорее «Пятница, 13», атмосфера которой воссоздана вполне любовно — вплоть до мягкой и теплой цветовой палитры.

От «Улицы страха-1978» остается уже приятное и интригующее послевкусие. Тем более, что впереди прыжок сразу на три с лишним века назад — в 1666 год, где силами актеров из первых двух фильмов будет рассказана история собственно ведьмы Сары Фир. Разумеется, «Улица страха» не идет ни в какое сравнение с фильмами Крэйвена, но вполне годится в качестве простенького развлечения, не нагружающего раскаленный от московской жары мозг. Ну а если трилогия покажет достойные коммерческие результаты, то вполне может разрастись до исполинских масштабов: только в основной серии «Улица страха» насчитывается 51 роман.

Фото: Netflix