Ярослав Забалуев

В «Аутсорсе» Иван Янковский — и кто-то мятущийся из Достоевского, и обаятельный черт-соблазнитель

2 мин. на чтение

Костя Волков (Иван Янковский) приезжает в заштатную тюрьму на Камчатке работать надзирателем над смертниками — в России «Аутсорса» 1996 год, мораторий на казни еще не ввели. Опытные коллеги Рома и Саша (Данил Стеклов и Эльдар Калимулин) вводят новичка в курс нехитрой службы и знакомят с расстрельными, имена которым давно заменили кличками. За приговоры отвечает прокурор Андрей (Дмитрий Сумин), которому мешают работать безденежье и молодая жена Катя (Карина Александрова), уверенная, что достойна большего. Освоившись, Костя предлагает сослуживцам неожиданный бизнес-план: вместо того чтобы самостоятельно расстреливать сидельцев, находить родственников жертв и продавать им право на убийство за большие деньги.

«Аутсорс» основан на рассказе Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера», от которого осталась только хлесткая интрига — казни заключенных из камеры смертников, отданные на аутсорс за большие деньги. В рассказе, правда, проблематика даже острее: речь шла не о родственниках, а просто о людях, готовых безнаказанно пустить кому-нибудь пулю в лоб. Такие персонажи в сериале тоже есть. Да и в целом восьмисерийный формат располагает к более обстоятельному разговору на сложную, болезненную тему.

«Аутсорс» выходит на фоне разговоров о снятии моратория на смертную казнь, которые уводят разговор о сериале Душана Глигорова и Анны Козловой в публицистическую сторону. Однако послужной список авторов говорит о том, что коррозия человеческих душ в острых и очень российских обстоятельствах занимает их и без лишних инфоповодов. Козлова — писательница и одна из лучших российских сценаристок, дебютировавшая «Кратким курсом счастливой жизни» Валерии Гай Германики. В последние годы Козлова написала «Садовое кольцо» и «Кеша должен умереть» — два сардонических и захватывающих очерка о нравах светской Москвы. «Аутсорс» в этом контексте выглядит неожиданной командировкой, однако здесь Козлова уже не просто сценаристка, но и шоураннер. В этом качестве она явно работала от души и наотмашь.

Режиссер Глигоров в прошлом году снял «Трассу», признанную многими критиками лучшим российским телешоу. До этого он поставил «Хрустального» и «Химеру». Все три сериала — небанальные исследования болевых точек современной России. Что важно, живописные репортажи из глубины России даются Глигорову ничуть не хуже хроник криминального Петербурга.

Козлова прекрасно знает плюсы маски мизантропа. Ее героини легко обещают выколоть глаза и отрезать яйца, а герои заражают ВИЧ жен и любовниц. При этом уже через несколько сцен все эти по-разному отвратительные персонажи вызывают искреннее сочувствие. Жалко в «Аутсорсе» абсолютно всех, особенно учитывая, что закадровый Вивальди указывает на неизбежность трагического исхода. Во многом это заслуга актеров, которые здесь подобраны на редкость кропотливо и тщательно. Для Ивана Янковского это и вовсе с большим отрывом лучшая роль в карьере, аккумулирующая «Фишера», «Слово пацана» и «Преступление и наказание». Его Костя — это и кто-то мятущийся из Достоевского, и обаятельный черт-соблазнитель. В своем роде это русский Джокер с диапазоном от Николсона до Феникса.

Важно, что это история не о том, что кривая дорожка всегда ведет за решетку, тем более что почти все герои «Аутсорса» так или иначе уже в тюрьме. Козлова не унижает героев мелодрамой, но дает каждому поставить перед зрителем вопросы, на которые универсальных ответов не бывает. Режиссура здесь служит во многом для обеспечения этих тяжелых и душных коллизий свежим воздухом. Его в «Аутсорсе», впрочем, не избыток, а ровно столько, чтобы не задохнуться.

Легально сериал доступен на Okko.

Фото: Okko

Подписаться: