
В «Черном мешке» Кейт Бланшетт и Майкл Фассбендер соревнуются, у кого породистее профиль
Не успел сойти с экранов предыдущий фильм Стивена Содерберга «Присутствие», как в Америке 14 марта вышел его следующий — шпионский триллер «Черный мешок» (в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов, также под названием «Черный чемодан»), оставляющий двоякое впечатление.
Плюсы:
— во время паузы, взятой Джеймсом Бондом после ухода из бондианы Дэниела Крейга, экраны заполонили другие шпионы помельче — недавно прошли первые сезоны «Черных голубей», «Агентства» и «Мистера и миссис Смит», не считая очередных «Медленных лошадей» и «Ночного агента». Как и следовало ожидать, Содерберг не пытался снять стандартный шпионский триллер с погонями, взрывами и перестрелками. Для него заход в жанр — повод показать особенности работы разведчиков на пересечении с семейной драмой — шпионам по работе постоянно нужно что-то скрывать (отсюда и название «Черный мешок»), совсем как давно живущим вместе супругам. Эта постоянная игра в доверие или его отсутствие между двумя близкими людьми и есть то, что явно интересует режиссера, который говорил, что хочет снять фильм в стиле Говарда Хоукса, автора, помимо прочего, классических нуаров «Иметь и не иметь», «Глубокий сон» и других фильмов, где диалоги строчат как из пулемета, отчего его картины, какими бы старомодными ни казались на сегодняшний вкус, смотрятся легко и сейчас;
— в каком-то смысле «Черный мешок» — это «Мистер и миссис Смит» минус перестрелки и погони. Опытный агент Джордж Вудхаус (Майкл Фассбендер после «Агентства» решил, что еще один разведчик в резюме не помешает) узнает, что на работе завелся предатель, передавший в Россию некое устройство «Север», которое приведет к ядерной катастрофе и смене власти (нервный смех с этой стороны экрана в верхней части правого полушария). Среди подозреваемых — его жена Кэтрин (Кейт Бланшетт, перекрашенная в брюнетку, явно косплеит Лорен Бэколл), но не только: в агентстве работают еще две пары — недавно получивший повышение Джеймс Стокс (Реге-Жан Пейдж) и психотерапевт Зои (Наоми Харрис), а также обойденный при перестановке кадров Фредди (Том Берк) и красотка Кларисса (Мариса Абела), явно сохнущая по Джорджу. Поиски предателя идут параллельно с выяснением проблем в отношениях этих четверых, которым брак Джорджа и Кэтрин кажется идеальным, и включают в себя допросы на полиграфе и словесные перестрелки (в них регулярно звучат русские фамилии Павлийчук и Куликов, но до них никому нет дела). Появление в небольшой роли бывшего Джеймса Бонда, актера Пирса Броснана, подается тут как шутливый бонус;
— отличные актеры получают явное удовольствие от произносимых слов и работы с режиссером, который знает, что с ними делать;
— как и большинство последних фильмов Содерберга, «Черный мешок» похож не на полноценное кино, а на эксперимент режиссера, который решил доказать себе, что может еще и вот так. И правда, может.
Минус:
— к сожалению, от экспериментов часто несет незаконченностью формы. Скромный хронометраж картины (ровно полтора часа) обычно принято хвалить, но кажется, будто Содерберг в него не укладывается (в скромный, судя по происходящему на экране, бюджет ему уложиться пришлось). Шпионское кино — это не только яркие диалоги, но и другие сопутствующие основному действию элементы. Не хватает все тех же погонь, перестрелок, русских злодеев (да хоть бы и по фамилии Павлийчук) и красивых видов Лондона, где происходит действие (кажется, что за кадром кипит не менее интересная жизнь, чем в нем, и жаль, что мы ее не видим). Старые фильмы времен Говарда Хоукса сейчас смотрятся старомодно в том числе из-за скомканного финала и титра The End, появляющегося, когда фантазия сценаристов исчерпана. «Черный мешок» страдает от того же недуга, и сколько ни оправдывайся посвящениями великим прошлого, некоторые их недостатки пора бы начать устранять.
Фото: Universal Pictures