search Поиск
Геннадий Устиян

В «Черном телефоне» детство кажется бесконечным, а взросление наступает внезапно и навсегда

2 мин. на чтение

Известно, что о школе одни помнят только хорошее, другие же вспоминают ее с содроганием.

Сейчас школа и вовсе после недавнего расстрела в Увальде и множества похожих трагедий превратилась едва ли не в самое опасное учреждение в современной Америке — именно туда в первую очередь направляются раздобывшие оружие подростки, доведенные кто травлей, кто теориями о белом превосходстве, кто психическими проблемами. И именно сейчас вышел «Черный телефон» — вроде бы обычный стилизованный триллер с элементами мистики. И хотя его действие происходит около сорока лет назад, он кажется очень современным.

Плюсы:

— действие происходит в 1978-м. Нет более удачного года для хоррора — в том году вышли первый «Хэллоуин», ремейк «Вторжения похитителей тел», снятый для новой тогда эпохи 1970-х, и «Рассвет мертвецов». Двумя годами раньше вышла «Кэрри», объединившая подростковую школьную драму с сайенс-фикшном, а школьник Робин, друг главного героя «Черного телефона», 13-летнего Финни Шоу (Мэйсон Темз), советует ему посмотреть «Техасскую резню бензопилой», снятую четырьмя годами раньше. Поместив действие в 1978-й, специализирующийся на хоррорах режиссер Скотт Дерриксон («Шесть демонов Эмили Роуз», «Избави нас от лукавого» и первый марвеловский «Доктор Стрэндж») не только лишает героев современных технологий, с которыми события фильма были бы невозможны, но и признает, что хотел снять оригинальную, не паразитирующую на клише старых хороших хорроров картину. «Черный телефон» продолжает тенденцию сериала «Очень странные дела» — здесь есть похожие герои-подростки и ностальгия по поп-культуре последних десятилетий прошлого века. Поэтому фильм кажется вторичным, но это не раздражает;

— фильмов о похищениях снято тысячи, но хорошие не похожи один на другой. Хотя сюжетная линия везде одинакова — есть похититель, жертва и их противостояние — хорошие образцы жанра, от «Сотового» и «Комнаты» до «Молчания ягнят» и «Целуя девушек», оказываются очень разными. «Черный телефон» от других отличает показ беспросветности и беззащитности детства. Финни еле выносит реальность — в школе его регулярно пытается побить наглая шпана, мать покончила с собой, угрюмый пьющий отец явно еще не оправился от потери и вымещает свою слабость на детях. Единственное, у Финни хорошие отношения со странноватой сестрой, которая считает, что видит вещие сны (а именно — с участием похищенных неизвестным соседских мальчиков), но ей, конечно, никто не верит. Когда маньяк похищает самого Финни, в жизни мальчика случается отрезвление: вмиг повзрослев, он понимает, что все его предыдущие проблемы — детский лепет в сравнении с тупым отчаянным выживанием;

— Итан Хоук в роли злодея. Мало чья актерская карьера из современных звезд так причудлива и интересна. Начав еще в конце 1980-х в «Обществе мертвых поэтов», красавец Хоук мог всю жизнь играть героев-любовников. Взамен он уже 30 лет выбирает работу в разных жанрах: сайенс-фикшне, романтических драмах, хорроре, играл Гамлета, Теслу и озвучивал Годзиллу-младшего (да, было и такое). В «Черном телефоне» он почти не снимает маску, в которой спускается к своему пленнику Финни в подвал. Весь фильм зависит от того, страшно ли при виде Хоука, и да, в его герое есть что-то жуткое, что может напугать не только ребенка.

Минусы:

— это камерный фильм, где, кроме основной сюжетной линии, ничего не происходит. А когда только настраиваешься на эффектный экшн, фильм заканчивается, причем довольно скомканно. Маньяк Хоука слишком интересный персонаж, чтобы не показать нам, какая травма сделала его преступником;

— фильм вышел в прокат США еще 24 июня. В России его можно посмотреть только онлайн у пиратов.

Фото: UPI

Подписаться: