search Поиск
Геннадий Устиян

В «Джоне Уике 4» иисусоподобие лучшего экшн-героя прямо сейчас достигает апогея

3 мин. на чтение

Редкая кинофраншиза доживает не стыдно до третьей части, но «Джон Уик» (в кинотеатрах с 23 марта) — уникальный случай: четвертый, несмотря на почти бесконечный хронометраж в почти три часа, не хуже первых двух фильмов и по-прежнему предлагает новые идеи и открывает новые территории в экшн-жанре.

Плюсы:

— это не та кинофраншиза, в течение которой режиссеров меняют с надеждой, что они привнесут в старый концепт новые идеи. Первый «Джон Уик» был сделан еще в 2014-м Дэвидом Литчем и Чадом Стахелски. Последний бессменно отвечает за все продолжения и делает это безупречно — это его детище, и он знает, как каждый раз удивлять поклонников;

— Киану Ривз — уникальная кинозвезда, он умудрился на протяжении своей карьеры трижды обновить экшн-кино: в 1990-х ролями в «Скорости» и «Матрице» и сейчас в «Джоне Уике». Удивительно, как актер с такой небольшой драматической амплитудой (Киану всегда Киану, большего от него не ждем) так органичен, когда начинает двигаться, причем возраст (в сентябре ему исполнится 59 лет) совершенно его органику не гасит. Именно благодаря Ривзу «Джон Уик» смотрится как череда блестяще поставленных боевых сцен, за которые мы и любим эти фильмы. Сравнивать сцены насилия с балетом — давний штамп, но это как раз тот случай, когда мы имеем дело скорее с хореографией, чем с трюками как видом спорта;

— что касается сюжета, как и положено в сиквеле, ставки для Джона Уика выросли. На него по-прежнему охотится правление кланов, теперь уже с новым злодеем, маркизом де Грамоном (Билл Скарсгард) во главе. Скарсгард играет своего персонажа гротескно и истерично — встречи с врагами назначает то в Лувре у «Свободы на баррикадах» Делакруа, то у Эйфелевой башни — так в Голливуде представляют себе эксцентричных французских аристократов;

— чтобы спастись от правления кланов, Уик должен заново завести свой герб и стать членом семьи Русска Рома (на особом голливудском языке это, видимо, означает название клана русских цыган);

— это по-прежнему суровая мужская история с пограничными страстями и широкими жестами, где на карту всегда поставлена жизнь героя («Джон Уик — призрак в поиске кладбища», — говорит о нем де Грамон). А перед финальной дуэлью у Уика и его старого друга Уинстона (Йен Макшейн), разжалованного управляющего нью-йоркского отеля сети Continental, происходит следующий обмен репликами: «Что скажешь напоследок?» — «Не скучай на небесах». В фильме с таким количеством убийств все крутится вокруг последнего вздоха и разговоров о существовании ада;

— роскошная битва Уика, Кодзи (Хироюки Санада) и его дочери Акиры (Рина Саваяма) с воинами кланов в Осаке: «наши» в черном против убийц в одинаковых серых костюмах;

— очень правильное использование Парижа. Встреча у Эйфелевой башни — это, конечно, вульгарно, но схватка с профессиональными киллерами в погоне за вознаграждение у Триумфальной арки сделана потрясающе, как и долгая экшн-сцена на лестнице (личная Голгофа Джона Уика?) при подходе к Сакре-Кер. Можно сказать, что «Джон Уик» предъявил свою свежую версию Парижа, одного из самых кинематографических и часто снимаемых городов мира;

— очень смешные, как и в прошлым фильмах, отсылки к русскому происхождению Бабы Яги-Уика. Когда героиня по имени Катя (английская актриса Наталия Тена) начинает вещать про «дитя Беларуси», фильм превращается в фарс (что совсем ему не вредит, голливудские идиотизмы давно вызывают смех, а не раздражение);

— в «Джоне Уике» с его представлениями о мужской дружбе и солдатской чести убийц всегда было что-то самурайское — чего стоит хотя бы душераздирающая дружба Уика со слепым Каином (Донни Йен), которого маркиз де Грамон отправляет убить старого товарища. Но в четвертой части все больше подчеркиваются и аллюзии на житие Христа — в противостоянии с Уиком кланы играют роль римлян, а чтобы иметь возможность вызвать де Грамона на дуэль, Уик должен пройти обряд инициации и стать членом семьи. Люди идут за Джоном Уиком, убедившись в его правоте, как наемный убийца мистер Никто (Шамир Андерсон). Чем не апостол?

Минусы:

— все равно почти три часа — это долго;

— как понятно из финала, «Джон Уик» прощается с нами, что в случае именно с этой кинофраншизой очень жаль.

Фото:  Атмосфера кино

Подписаться: