В экзорцистской драме «Ритуал» Аль Пачино почему-то играет не дьявола
Величие гениев заключается среди прочего в том, что многие пытаются повторить ими созданное, но безуспешно. Когда в 1973 году вышел «Экзорцист» Уильяма Фридкина, очередь в один из нью-йоркских кинотеатров несколько раз огибала квартал, где показывали фильм. За прошедшие полвека триллеры об изгнании демонов выходили по несколько в год, вот и режиссер Дэвид Миделл решил снять свой «Ритуал» (в кинотеатрах с 26 июня) на основе записей приходского священника еще из 1920-х. Главная приманка фильма — 85-летний Аль Пачино в роли опытного, хоть и уже сильно потрепанного борьбой с нечистым экзорциста.
Плюсы:
— отец Джозеф Штайгер (Дэн Стивенс) недоволен — в подведомственную ему церковь Святого Иосифа везут буйную девицу Эмму Шмидт (Эбигейл Коуэн), которая регулярно норовит облевать всех вокруг противной черной жидкостью и шипит при виде церкви. Преподобный должен ассистировать опытному экзорцисту Теофилу Райслингеру (Аль Пачино), который мучается с бедняжкой Эммой, как выясняется, уже не первый год — явно в ней засели крепкие несговорчивые демоны. Фильм снят вроде бы на основе реально произошедшей в 1928-м истории, но даже почти сто лет назад священник знал, что для начала надо сводить девушку с явными эпилептическими припадками к врачу, а потом уже к экзорцисту. В общем, это фильм про скептика, который уверовал, что странно, учитывая его род деятельности. В какой-то момент вся эта история с изгнанием дьявола так на него воздействует, что он начинает давиться просфорой прямо после проповеди. Паства напрягается;
— двойной удар — ветеран Аль Пачино и один из самых востребованных сейчас актеров Дэн Стивенс — обещает встречу поколений и двух мнений по поводу демонов, процветающих в эпоху недостатка веры.
Минусы:
— к сожалению, с плюсами покончено. Если в начале фильма у зрителей, соблазненных актерами на афише и достоверностью происходящего на экране, появляется надежда, что «Ритуал» как-то будет отличаться от десятков похожих хорроров, то к появлению мямлящего что-то невнятное Аль Пачино все ожидания тают. Любимый несколькими поколениями актер как будто смотрит на нас с выражением: «Простите, моему младшему два года, а его еще в колледж отправлять». Или: «М-да, тридцать лет назад в “Адвокате дьявола” было пышнее»;
— это настолько скучный и нестрашный фильм, что когда во время финального, решающего ритуала по стене храма идет трещина, мать-настоятельница смотрит на нее с видом «Господи, только недавно же вроде ремонт сделали»;
— в фильме не раз проговаривается, что засевший в Эмме Вельзевул особенно крепок и покидать занятое тело не планирует. Странно, что в фильме эти сила и ярость не видны. После того как нечистый обматерил всех присутствующих и схватил пугливую медсестру за скальп, он ведет себя довольно галантно — в других экзорцистских хоррорах хоть летали вещи, а тут дьявол лишь жалуется, что «эта комната пропитана грехом», что намекает на шизофрению Эммы (помешанность на сексе — один из побочных эффектов болезни). Так что Эмме нужен скорее не экзорцист, а психиатр (а также психотерапевт — по ходу фильма выясняется, что родной отец кормил девушку в детстве табачными листьями), а «Ритуалу» бы не помешал сценарий покрепче и режиссер поталантливее.
Фото: «Вольга»