Геннадий Устиян

В «Формуле 1» штампы гоночного кино не может изжить даже Брэд Питт. Особенно Брэд Питт

4 мин. на чтение

У каждой кинозвезды должна быть в фильмографии хотя бы одна картина о гонках. У Пола Ньюмана это был «Побеждая» (1969, кстати, актер так увлекся вождением гоночных машин, что потом до конца жизни участвовал в соревнованиях), у Тома Круза — «Дни грома» (1990), у Криса Хемсворта — «Гонка» (2013), у Мэтта Дэймона и Кристиана Бэйла — «Ford против Ferrari» (2019) на двоих.

Настоящий кинокумир обязательно должен хоть раз в жизни сесть в крутой болид и неизбежно прийти первым в суровой гонке на глазах у всего мира. В каком-то смысле гоночные фильмы — метафора человеческого пути, герой в одиночку побеждает, преодолевая все личные и профессиональные преграды и закулисные интриги. Раз в жизни получает шанс победить любой — что может быть более кинематографичным?

Плюсы:

— фильмы о любом спорте состоят из такого количества утрамбовавшихся за десятилетия клише, что даже странно ожидать какого-то нового слова — сам жанр сопротивляется экспериментам, как консервативное руководство «Формулы 1» — введению новых правил. Здесь обязательно есть потрепанный жизнью герой (Сонни Хейз в исполнении Брэда Питта), который лет тридцать назад мог стать великим гонщиком, но по разным причинам не получилось (обычно это травма — да, так и есть! Сонни пережил перелом позвоночника и ушел из большого спорта). После нескольких непростых десятилетий, о которых зрителям положено знать только то, что Сонни увлекся азартными играми, обанкротился, трижды женился и разводился и работал таксистом в Нью-Йорке, герой получает предложение от менеджера гоночной команды Рубена Сервантеса (хорошая фамилия!) в исполнении Хавьера Бардема взяться за тренерство молодого горячего гонщика Джошуа Пирса (Демсон Идрис). Джошуа — чернокожий, потому что в дорогом голливудском фильме иначе нельзя — если у тебя в фильме, где главные роли играют белые актеры, не будет хотя бы одного черного на заднем плане, большая часть аудитории останется дома и не пойдет в кино, а это потерянные деньги. Хотя, конечно, в гоночном мире чернокожих пилотов еще меньше, чем гетеросексуальных мужчин среди дизайнеров одежды. Перед нами типичный конфликт старого и нового — молодой и зеленый Пирс называет Хейза высокомерным индюком и старой развалиной, и Брэд Питт терпит все это со стоической мудростью актера, который помнит, как еще относительно недавно был самым молодым и сексуальным членом любой съемочной группы. Здесь он по отношению к юному идиоту ведет себя так же, как 20–30 лет назад вели себя его бывшие возрастные партнеры Энтони Хопкинс и Роберт Редфорд;

— чтобы хоть как-то разбавить этот мужской, пропахший машинным маслом экшн-мир и привлечь женскую аудиторию, в сюжет вписана первая в истории гонок женщина-технический директор Кейт (Керри Кондон), с которой у Сонни неизбежно случится роман. Это понятно с первой же их встречи, но для начала авторы фильма должны их помучить (и зрителей тоже) и придумать им какой-то повод для конфликта (неисправное колесо?);

— Брэду Питту идет играть человека за баранкой. Он никогда не был интеллектуальным актером, так что когда Пирс показывает на его ухмылку на плакате и говорит: «Господи, какое тупое лицо», зритель не может не усмехнуться. Но Питт всегда был по-звездному обаятелен в этой своей продуманной простоте. Вот и здесь, когда на пресс-конференции он отвечает на вопросы журналистов односложно (вопрос: «Вы о чем-нибудь сожалеете?» — ответ: «Да»), зрителям ничего не остается, как встать на его сторону. В конце концов, какой у нас выбор? Это же Брэд Питт!;

— авторы любого фильма о спорте, особенно таком специфическом, как профессиональные гонки, стоят перед выбором — сделать «аутентичное» кино и получить одобрение инсайдеров из показанной на экране среды или уйти в человеческую драму и заслужить любовь масс. Как и все ее предшественники, «Формула 1» с переменным успехом пытается совместить обе задачи, объединив скучные профессиональные подробности и ежедневную рутину подготовки к гонкам с эффектным зрелищем.

Минусы:

— «Формула 1» такой фильм, из-за которого мы должны особенно горевать по поводу западных санкций. Во всем мире он идет (с 27 июня) на максимально больших экранах, и при его просмотре очень важны такие детали, как, например, высочайшее качество звуковых эффектов, которые обволакивают зрителей, давая им ощущение присутствия в кабине болида или как минимум на трибуне. Но в России фильм можно посмотреть только онлайн в пиратском исполнении, так что половину удовольствия мы уже упустили;

— режиссер Джозеф Косински, дебютировавший в большом кино 15 лет назад ремейком «Трона», специализируется на плавном красивом экшне. Он снял два фильма с Томом Крузом — «Обливион» и «Топ Ган: Мэверик», и его стиль очень идет манере исполнения Круза — качественно, старательно и без подкупающих изъянов настолько, что его картины почти стерильны и лишены вмешательства реальной жизни. Косински в каком-то смысле занял в голливудском кино нишу умершего 13 лет назад Тони Скотта, который снял с Томом Крузом первый «Топ Ган» и те же «Дни грома», только Косински как будто избегает острых углов и проявления эмоций, не говоря уже о хороших диалогах. Он как современный Тони Скотт, только его облегченный, как будто вегетарианский вариант;

— в «Формуле 1», как и в большинстве голливудских фильмов, есть одна фальшивая нота, которая не дает смотреть подобные фильмы без сарказма. Фильм рассказывает историю аутсайдера Хейза, который больше всего на свете ценит свободу и отказывается играть по корпоративным правилам. Да, он хочет время от времени приходить, побеждать, доказывать в первую очередь себе, что он лучший, и уезжать в сторону заката гонять на машине в свое удовольствие. Это человек, который между выгодой и совестью выбирает второе. Если бы у авторов «Формулы 1» была бы даже не совесть, а хотя бы чувство меры, они бы не раздули хронометраж фильма с таким примитивным сюжетом до двух с половиной часов. Была бы у них совесть, они бы сократили фильм минут на сорок (например, за счет очередной высосанной из пальца проблемы), совершенно ничего при этом не потеряв.

Фото: Warner Bros. Pictures

Подписаться: