Ярослав Забалуев

В «Мэтлок» бабушка-юристка Кэти Бейтс бросает вызов большой фарме

2 мин. на чтение

Семидесятипятилетняя Мэдлин Мэтлок (Кэти Бейтс) в одиночку воспитывает внука и едва сводит концы с концами. Чтобы поправить финансовое положение, она не по годам ловко проникает в офис юридической фирмы Jacobson Moore и устраивается туда младшим юристом. Теперь ее работа — ассистировать амбициозной Олимпии Лоуренс (Скай П. Маршалл), которая как раз решила переквалифицироваться из корпоративного юриста в гражданского адвоката.

Наниматели до поры не знают, что умильная пенсионерка не совсем та, за кого себя выдает. В реальности Мэдлин преследует собственные интересы, лежащие в области прошлых дел фирмы, связанных с обслуживанием интересов фармацевтических гигантов.

Кэти Бейтс из тех актрис, которых никогда не забудешь, увидев лишь однажды. Свой «Оскар» она получила в 1990-м за роль в «Мизери» — экранизации романа Стивена Кинга об одинокой психопатке, пытающей писателя в исполнении Джеймса Каана. Через несколько лет Бейтс справилась с другой сложной кинговской героиней — Долорес Клейборн из одноименного фильма. Яркая характерная внешность в сочетании с театральной выучкой и безусловным дарованием сделали из Бейтс одну из лучших актрис поколения, которую легко можно ставить вровень с ее погодкой Мерил Стрип. На телевидении Бейтс работает с конца 1970-х, а начиная с третьего сезона стала постоянной актрисой в «Американской истории ужасов» Райана Мерфи. В общем, ее новый сольный телепроект был лишь делом времени.

Чисто формально «Мэтлок» от CBS проходит по разряду сериалов-перезагрузок. Оригинальное шоу с таким названием выходило с 1986 по 1995 год. Его героем был пожилой юрист Бен Мэтлок, а каждый эпизод посвящался новому судебному разбирательству. На самом деле новый «Мэтлок» роднит со старым лишь фамилия главной героини и формальная структура юридического процедурала. Старое шоу нужно авторам не из-за отсутствия собственных идей, а лишь для того, чтобы подчеркнуть ретрообаяние героини. По поводу духовного родства с героем сериала из прошлого она шутит больше всех (молодые коллеги оригинального «Мэтлока» не видели), а в свой адрес слышит сравнения, например, с Анджелой Лэнсбери из «Она написала убийство».

Контекстуальные игры продолжаются и на визуальном уровне. Декорации «Мэтлок» подчеркнуто отсылают к аналогичным шоу из прошлого века, иногда камера перемещается между гостиными героев в пределах одного кадра. То же касается и монтажных склеек: едва возникшая идея для защиты моментально переносит героев и зрителей прямо в зал суда. Все эти понятные и предсказуемые приемы создают уютную, почти усыпляющую атмосферу, которая входит в резонанс со сквозным сюжетом о мести большой фарме. Да, «Мэтлок» не просто сериал про бабушку-юристку, но и высказывание по поводу опиоидной эпидемии. За последнее время это уже третий сериал по теме и точно самый душевный. Есть здесь и непредумышленная ирония: в роли мужа Мэдлин — актер Сэм Андерсон, который в сериале «Побочный эффект: Смерть» играл основателя Purdue Pharma, виновного в распространении болеутоляющих на опиоидной основе.

В центре «Мэтлок», впрочем, не общественно значимая проблематика, а героиня, которой дополнительные сюжетные линии придают подлинный объем. Кэти Бейтс в этой роли великолепна, особенно в те нечастые моменты, когда оказывается в кадре с другим ветераном, Бо Бриджесом, который играет хозяина юридической фирмы. Роль Мэдлин Мэтлок должна была стать финальной в карьере Бейтс, однако актриса вошла во вкус и уходить на пенсию уже передумала. Сам же сериал уже продлен на второй сезон.

Фото: CBS

Подписаться: