search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

В «Нечестивых» зумеры понимают, что в борьбе с нечистой силой пригодятся бумеры

, 2 мин. на чтение
В «Нечестивых» зумеры понимают, что в борьбе с нечистой силой пригодятся бумеры

«У вас была власть, но вы ее потеряли», — говорит девочка Алиса (Крикет Браун) битому жизнью журналисту Джерри (Джеффри Дин Морган), приоткрывая второй смысл, казалось бы, рядового хоррора «Нечестивые» (в кинотеатрах с 22 апреля).

Джерри потерял свою власть, потому что несколько лет назад, чувствуя себя безнаказанным, выдумал сюжет своего расследования и был разоблачен и уволен. Теперь он в поисках «сюжета для Пулитцера» находит рядом с церковью в городке Банфилл, штат Массачусетс, куклу XIX века, обвитую цепью, на которой высечена несуществующая дата: «31 февраля». Буквально через пару дней Алисе, глухонемой племяннице местного священника Хэгана (Уильям Сэдлер), явится Дева Мария и не только избавит от недуга, но и наделит даром исцелять других.

Алиса быстро осознает свою силу и начнет себя вести как дорвавшаяся до власти активистка, обвиняющая бумера Джерри (хотя формально он скорее из поколения Икс, но для подростков все люди старше сорока одинаково стары) в нечувствительности к слабым и нежелании помогать ближним. Ее исцеление выглядит как свобода еще вчерашнего меньшинства, которое обрело голос. Глухонемая, вернувшая себе слух и голос — чем не метафора угнетенного меньшинства, решившего, что пора свергнуть иго цисгендерных белых мужчин, олицетворением которых является Джерри. А сам журналист-неудачник — чем не жертва охоты на ведьм, которую ведут сейчас адепты «осознанности». В отместку Джерри приносит Алисе диск с песнями, которые она не могла слышать раньше, от The Rolling Stones до Билли Айлиш. «На свете есть не только кантри», — подтрунивает над деревенщиной столичный меломан.

К сожалению, тема поколенческого конфликта быстро опускается авторами «Нечестивых», потому что появляется проблема посерьезнее. «Когда Бог построил церковь, дьявол построил рядом часовню», — цитирует Лютера отец Хэган перед тем, как умереть страшной смертью. К этому моменту Джерри, как хороший репортер, уже начинает подозревать, что конкретная здешняя Дева Мария не так свята, как думают местные, а может, и вовсе самозванка. Расследование приводит Джерри к церковных архивам и истории из 1845 года, когда монахи заточили, как им казалось, навеки, беременную «невесту Сатаны» Марию Эльнер, и вот она тихо и долго ждала своего часа.

Как фильм ужасов «Нечестивые» не получились — они просто совсем не страшные, если только не считать страшным вырывающиеся из распятий и статуй черные фигуры в масках. Как попытка разговора о поколенческом конфликте, пожалуй, тоже, тема брошена на полпути. Интереснее всего то, что чем больше Дева Мария оказывается Марией Эльнер, тем человечнее становится главный герой. Джерри даже готов пожертвовать своей репутацией снова и обвинить себя в совершенной ошибке, лишь бы спасти жителей Банфилла. Пока Алиса все больше поддается своей слепой вере в сомнительное божество, Джерри вынужден сохранять трезвость мыслей и человечность, чтобы не дать вере превратиться в кошмар. Да, согласен дебютировавший «Нечестивыми» в кинорежиссуре Иван Спилиотопулос, за молодыми людьми будущее. Но кто скажет им, когда они ошибаются, если не представители предыдущих поколений. Возможно, так и должны решаться подобные конфликты, если уж их нельзя избежать — в противостоянии общему врагу, пусть даже он является в диких для 2021 года декорациях второго пришествия.