В первые дни 2020-го BBC и Netflix показали лучшего «Дракулу» со времен Копполы
Драконий сын, господарь Валахии, жестокий «колосажатель» — посмертная слава Влада III Цепеша оказалась ничуть не меньше его прижизненных кровавых приключений. В топах любимых человечеством героев Дракула стоит где-то на уровне Шерлока Холмса. И в таком случае нет ничего удивительного, что именно за его очередное воскрешение взялись создатели «Шерлока» Стивен Моффат и Марк Гэйтисс.
Несмотря на то, что работа над новым трехсерийным фильмом для BBC шла в обстановке секретности, авторы сразу заявили, что действие стартует в конце XIX века, а не будет сразу переноситься в наши дни. Это, разумеется, совсем не означает хоть какого-то следования канону. Просто Моффату и Гэйтиссу надо было поставить себя хоть в какие-то рамки после того фестиваля остроумного жульничества, в который превратился последний сезон «Шерлока». В общем, да, начинается «Дракула» вполне традиционно. Джонатан Харкер (Джон Хеффернан) едет в Трансильванию продавать недвижимость загадочному господину (Клас Банг), тот оказывается кровопийцей, цель которого — отправиться в Англию морем в гробу с родной землей. Примерно в этой точке все сходства заканчиваются.
Во-первых, уже в первой сцене изможденный Джонатан получает от одной из приютивших его монахинь (Долли Уэллс) вопрос, имел ли он сексуальные отношения с Дракулой, что сразу настраивает на несколько игривый лад. Во-вторых, ни разу еще (кажется) в кино нам не показывали собственно круиз Дракулы — здесь ему целиком посвящена вторая серия. Список новшеств хочется продолжать и продолжать, но это все-таки будет не вполне честно по отношению к зрителям — со спойлерами удовольствие от просмотра здесь, пожалуй, и правда будет неполным.
Тем более куда интересней подумать о том, что собственно сделали с привычным сюжетом Моффат и Гэйтисс, чтобы он вдруг заиграл новыми красками. На короткой дистанции «Дракулы» очевидно, что они не столько заново придумывают знакомых героев, сколько заполняют лакуны. Фактически здесь есть только одно по-настоящему серьезное допущение, остальное — легкий ремикс и умение в каждой истории найти незамеченные доселе белые пятна. Что же до самого графа, то его новый характер точно так же не является не столько интерпретацией, сколько суммой качеств предыдущих инкарнаций. По версии BBC и Netflix Дракула — безусловное и крайне хитроумное зло (каким он был со времен первой публикации романа Брэма Стокера), однако в то же время не лишен своеобразного байронического обаяния — в древнем демоне всегда скрыта какая-то гнетущая тайна. Собственно, обнаружение и разрешение этой самой загадки и становится главным предметом разговора. Меняя эпохи и жанры, Моффат и Гэйтисс сначала демонстрируют, что совершенно не боятся пользоваться инструментами трэш-хорроров, а затем подводят героев и зрителей к такому финалу, который, кажется, не потускнеет в памяти и к концу года. Обойдемся без спойлеров и здесь, но отметим, что что-то именно такое в свое время хотелось увидеть, когда Джим Джармуш затеял поработать с вампирским жанром в «Выживут только любовники».
Фото: Netflix