Ярослав Забалуев

В Петербурге полицейского сериала «1703» есть одна подмена: Лавкрафт притворяется Гоголем

2 мин. на чтение

В весенний Петербург, где, кажется, никогда не восходит солнце, прибывает на стажировку в отделении полиции кудрявый юноша Вадик (Кузьма Сапрыкин). Втайне парень мечтает не ловить бандитов, а выступать на сцене со стендапами. Работу в отделении он видит способом накопить опыта для шуток и заодно вырасти в глазах строгой невесты (Софья Лебедева).

Вадика отдают в напарники Гоше Колпакову (Гоша Куценко) — заслуженному менту и алкоголику в мучительной завязке. Мокрыми питерскими ночами он гоняется за преступниками на раздолбанной машине, из которой играет один и тот же сборник Тани Булановой. У него есть и личная драма — единственный сын Родион (Павел Табаков) осознал себя как небинарную персону и готовится стать женщиной. На операцию он зарабатывает как вебкам-модель, о чем Гоша узнает, поскольку начальство поручает ему поиски коллеги Родиона. Вернее, ее трупа, который таинственным образом пропал из морга. Расследование уводит Гошу и Вадика все глубже в тайную жизнь города трех революций, где нужно быть готовыми ко всему.

Сериал «1703» придумали и создали продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов («Эпидемия», «Перевал Дятлова») вместе с режиссером Сергеем Сенцовым и сценаристом Денисом Артамоновым. Для каждого из авторов эта работа очень важна. Для тандема Никишова и Федоровича сериал — это повод веско напомнить о том, у кого в России лучше всех работает фантазия. Для режиссера Сенцова — показать, что он способен на большее, чем крепкая, но вполне стандартная «Гостиница «Россия». Наконец, Артамонов, ярко дебютировавший в прошлом году «Секретами семейной жизни», показывает в «1703» умение действовать на более широкой территории, чем кроваво-«черный» ситком.

Веселого в новой работе Артамонова, впрочем, хватает. Создатели говорят, что вдохновлялись работами Шейна Блэка, сценариста «Смертельного оружия» и «Последнего бойскаута». Именно отсюда перекочевал дуэт правильного москвича и потасканного опера, не утратившего мечту стать Глебом Жегловым. Роль Гоши Колпакова для Гоши Куценко — заявка на большое возвращение. Куценко здесь впервые за долгое время работает над по-настоящему сложной, острохарактерной ролью. В Колпакове есть и драма, и эксцентрика, и отчаяние. Учитывая, что жанрово сериал тяготеет не только к черной комедии, но и к нуару, это роль вполне для Жана Рено, на которого Куценко на нынешнем этапе вдруг стал невероятно похож. Второй план прописан не менее тщательно. Помимо роковой Авроры (Варвара Феофанова) нельзя не отметить и Павла Табакова, который с ролью Родиона резко вырывается из амплуа смазливого романтика сложной судьбы. Здесь Табаков показывает, что способен на значительно большее — нужен лишь столь же смелый режиссер.

Впрочем, все эти находки рассыпались бы, если бы не придуманный и продуманный мир сериала. По улицам здесь ходят слоны, в отделении полиции горит камин, а в СК служит инфернальный усач, в кабинете которого стоит настоящая гильотина. В кальянных здесь заседает бородатый поп Николай Фоменко, а информатором Колпакова—Куценко работает настоящий журналист-расследователь Иван Голунов. Что же касается антуража, то здешний Петербург с его вечной дождливой ночью и пустынными улицами упорно притворяется городом Достоевского и поминает всуе Балабанова, но на деле уверенно растет из лукавых фантасмагорий Булгакова. У двух классиков есть, конечно, и общий знаменатель — Николай Васильевич Гоголь. Однако в «1703» слишком много откровенного (пусть и шуточного) макабра скорее уж лавкрафтианского, чем гоголевского толка. Эта неотразимо жульническая, наперсточная по сути своей подмена и утягивает в зыбучий мир сериала с головой.

Фото: Okko

Подписаться: