search Поиск
Геннадий Устиян

В «Скорой» Майкл Бэй развлекает нас с изяществом фургона, въехавшего в овощную лавку

3 мин. на чтение

Кажется, у Джейка Джилленхола период ремейков датских фильмов. В прошлом году он сыграл в «Виновном» Антуана Фукуа, ремейке одноименного датского фильма 2018 года. Новый фильм с его участием — «Скорая» — громкая дорогая голливудская версия датской драмы с тем же названием, вышедшей в прокат в 2005-м.

Но для режиссера Майкла Бэя, автора «Армагеддона», «Плохих парней» и «Трансформеров» новый фильм — образец сдержанности и авторской скромности. Здесь нет спецэффектов, никто не спасает мир и вообще не происходит ничего такого, что требует бюджета в сотни миллионов. Фильм не вышел в российский прокат и доступен только на пиратских сайтах.

Плюсы:

— как бы вы ни относились к фильмам Майкла Бэя, одно он умеет делать превосходно — экшн. Чернокожий ветеран-морпех Уилл Шарп (Яхья Абдул-Матин II) просит 231 тысячу долларов на операцию жены у брата Дэнни (Джейк Джилленхол), в семью которого он попал ребенком — когда-то его усыновил отец Дэнни, преступник и психопат. Дэнни предлагает приемному брату «заработать» гораздо больше — нужно просто помочь ему ограбить банк на 32 миллиона, и как удобно, что брат зашел именно сейчас, потому что налет уже начинается через пару минут. Другой режиссер не поставил бы своих героев (да и зрителей) в такое дурацкое положение, но, с другой стороны, можно сказать, что Бэй не любит тратить время на выяснение отношений и драму. Пришел за деньгами? Пойдем и прямо сейчас их возьмем. Конечно, нападение на банк идет не по плану, и вот, уходя от полиции, Дэнни и Уилл захватывают оказавшуюся на пути скорую с врачом Кэм (Эйса Гонсалес) и раненым ими же офицером Заком (Джексон Уайт). С этого момента фильм превращается в одну непрекращающуюся погоню по киностолице мира Лос-Анджелесу с мелькающими на заднем плане буквами Hollywood;

— кастинг американских фильмов — всегда политическое заявление. Если в датской «Скорой» герои белые, хотя бы потому что они составляют большинство населения, голливудская версия делает одного из грабителей-братьев чернокожим, чтобы увеличить аудиторию за счет немалого процента населения США. Доктора Кэм играет мексиканка Эйса Гонсалес, так что на экране вместе с Джейком Джилленхолом присутствуют представители основного национального и расового большинства Калифорнии. Не хватает, правда, китайцев, зато Бэй вводит другое меньшинство, сексуальное — к погоне подключается агент ФБР Энсон Кларк (Кир О’Доннелл), прибывший на работу прямо с психотерапевтической сессии со своим парнем. Политическая корректность — или в данном случае циничная конъюнктура, чтобы угодить как можно большему количеству зрителей, — Бэем соблюдена, можно писать диссертацию о соответствии голливудского кино XXI века результатам переписи калифорнийцев;

— «Скорая» из тех фильмов, где неопытный врач делает первую в своей жизни операцию по извлечению пули из селезенки (со всеми кровавыми подробностями) в машине, едущей со скоростью 100 км/ч. Вы скажете, что это скорее минус фильму, чем плюс, а я вам отвечу, что это фильм Майкла Бэя, а не реальность;

— внутренний киношный грубоватый юмор. Полицейские обсуждают Шона Коннери. Тот, что помоложе, не знает, кто это. Он играл в «Скале», говорит тот, что постарше. «А, я знаю Скалу», — имея в виду актера-спортсмена, отвечает напарник. Юмор в том, что «Скалу» почти 30 лет назад тоже снял Майкл Бэй;

— Бэй — ходячий символ прямолинейного, можно сказать, примитивного кино. Его фильмы, лишенные таких обязательных для искусства условий, как мотивация героев или правда жизни, принято описывать словами «тестостерон» и «адреналин», как будто речь идет о походе в аптеку или в спортзал, а не в кино. И все же он пусть и неуклюже, но пытается задавать неудобные вопросы вроде: почему страна не помогает своим защитникам и толкает их на преступления, а Уилл и Дэнни проявляют некоторую моральную амбивалентность. «Мы не негодяи, — говорит Дэнни, для которого это уже 38-е ограбление за последние десять лет. — Мы просто парни, которые хотят вернуться домой». Он действительно таким себя видит или это говорит циничный вор и убийца? В любом случае понятно, что Бэй смотрел не только «Скорость» — фильм 1994 года с Киану Ривзом, на который больше всего похожа «Скорая», но и «Собачий полдень» (1975), где грабитель банка Аль Пачино показан как положительный персонаж.

Минусы:

— врач как ни в чем не бывало скрепляет заколкой для волос порвавшуюся селезенку в отсутствие зажима, а потом забывает об этом. Назовем это условностью кино Майкла Бэя. В другом, более остроумном фильме больной нашел бы врача, чтобы вернуть ей вынутую из его живота заколку;

— Майкл Бэй чередует погони и перестрелки манипулятивно выжимающей слезу мелодрамой. Здесь есть обязательные собака и ребенок, которые обязательно выживут, пока вокруг падают подстреленные взрослые люди, которых, конечно, должно быть менее жаль;

— так как фильм состоит из одной сплошной погони, невольно задумываешься: а был ли вообще у этого фильма сценарий?

— после любого фильма Майкла Бэя хочется посмотреть какое-нибудь спокойное артхаусное кино, в котором ничего не происходит, просто для душевного равновесия и осознания, что все в мире имеет свою противоположность;

— «Скорой» пошло бы на пользу, если бы фильм был покороче хотя бы на полчаса. При хронометраже 136 минут от погони с участием скорой, в которой проходит операция, начинает слегка мутить.

Фото: Universal Pictures

Подписаться: