search Поиск
Геннадий Устиян

В своем новом фильме Рассел Кроу скорее не «Неистовый», а невменяемый

2 мин. на чтение

Во время просмотра этого триллера иногда кажется, что режиссер Деррик Борте решил показать, с чем именно воюют современные феминистки. Его герой Том Купер (Рассел Кроу тут так растолстел, что стал похож на Джона Гудмана) в самом начале фильма глотает таблетку, снимает обручальное кольцо и идет разбираться со своей бывшей и ее новым мужчиной с помощью бейсбольной биты.

Том — типичная жертва своей токсичной маскулинности. Вместо того чтобы разобраться, почему его жизнь пошла под откос, и попытаться найти причину в себе, он делает то, чему его учили общество и предыдущие поколения — решать проблемы и самоутверждаться силой за счет других. Возвращаясь после мести бывшей, Том сталкивается на дороге со свежеразведенкой Рэйчел (Карен Писториус), которая тоже переживает не самый приятный период в жизни — мы узнаем об этом, когда видим на ее прикроватной тумбочке книгу «Как помочь ребенку пережить развод». У Рэйчел день не задался — зачитавшись до поздней ночи, она теперь должна, не успев позавтракать, отвезти по пробкам сына-подростка Кайла (Гэбриел Бэйтман) в школу, а потом примчаться на работу, где ее уже ждет недовольная начальница. В тот самый момент, когда неприятности Карен, кажется, достигли пика, она видит, что едущий перед ней Том задумался о своей еще более несчастной жизни прямо на светофоре. Грубо просигналив водителю-тормозу, Рэйчел объезжает Тома и едет дальше. И все бы на этом закончилось, если бы и так доведенный до ручки человек не решил научить хамку манерам. Догнав Рэйчел, Том требует извинений, получает отказ и говорит ей: «Я вам покажу, что такое по-настоящему плохой день». Так «Неистовый» (в кинотеатрах с 6 августа) превращается в триллер с перевернутыми на дороге машинами и кровавыми убийствами.

«Неистовый» смотрится гибридом классического триллера с преследованием на дороге «Дуэль» раннего Стивена Спилберга (только там преследователь был без личности, отчего казался еще опаснее) и «С меня хватит!» Джоела Шумахера, где Майкл Дуглас, представитель белого гетеросексуального большинства, терял работу и семью, то есть все, во что верил — и тоже хватался за биту, уставший терпеть вторжение в свой мир людей и вырвавшихся из-под контроля обстоятельств. Расселу Кроу идет роль слетевшего с катушек мужчины в кризисе среднего возраста, который просто хочет вернуть прежний привычный миропорядок. В своих лучших фильмах — «Секретах Лос-Анджелеса», «Гладиаторе» и «Играх разума» — он как раз играл человека, превозмогавшего препятствия, подбрасываемые ему жизнью, показывая при этом, каких усилий и страданий ему это стоит. Его внешность «последнего героя» старого Голливуда особенно контрастирует с нынешней проблематикой кино и сериалов — недаром в «Мумии» из его доктора Джекила прорывается дикое животное мистер Хайд, и он казался идеальной кандидатурой для исполнения роли последнего защитника консервативных ценностей Роджера Эйлса в сериале «Самый громкий голос». Расселу Кроу очень идет играть титанов любых моральных качеств, вынужденных иметь дело с «мелкими людишками» с их банальными проблемами.

Но в данном случае его подвел сценарий. В «Дуэли» весь смысл был в том, что мы не знали, кто преследует своих жертв. В «С меня хватит!» герой Майкла Дугласа был прекрасно прописан, и зрители волей-неволей были на его стороне, потому что у него была своя социальная правда. Ничего такого в Томе Купере как персонаже нет. Он выглядит просто запившим мужиком, который мстит всем, кто, по его мнению, поступает неправильно, хотя они ему ничем не обязаны. К тому моменту, когда Том переходит черту, за которой перестаешь ему сочувствовать, и наступает относительный хеппи-энд (до него доживают не все), зрители скорее испытывают облегчение, что этот очередной средний триллер закончился.

Фото: Volga

Подписаться: