Геннадий Устиян

В «Великой Лилиан Холл» Джессика Лэнг приносит Чехову последнюю жертву

2 мин. на чтение

Одна из лучших американских актрис последнего полувека Джессика Лэнг успела в жизни: дебютировать в качестве «девушки Кинг-Конга», получить два «Оскара», поработать с Джеком Николсоном и Дастином Хоффманом, родить троих детей от двух знаменитых мужчин — Михаила Барышникова и Сэма Шепарда — и сыграть на сцене главных героинь Теннесси Уильямса и Юджина О’Нила. Поэтому кажется, что нет лучшей актрисы для роли знаменитой бродвейской примы, желающей уйти со сцены на своих условиях. Джессика Лэнг знает, в чем драма ее героини, и именно то, что сама она не попала в заготовленную театром ловушку, делает «Великую Лилиан Холл» еще интереснее.

Плюсы:

— в Америке «Великая Лилиан Холл» была показана на канале HBO, для нас же это редкий случай, когда нам повезло больше — фильм вышел в официальный прокат (с 26 июня), так что его можно посмотреть на большом экране;

— у режиссера Майкла Кристофера любопытная карьерная траектория. Он много лет назад снял подряд два фильма с Анджелиной Джоли («Джиа», 1998, и «Первородный грех», 2001) и после этого не работал в кино и на телевидении почти 20 лет, полностью уйдя в театр — примерно как и сама Джессика Лэнг;

— бродвейская звезда Лилиан Холл задает тему фильма уже в одном из первых диалогов со своей помощницей Эдит (Кэти Бэйтс, еще одна обладательница «Оскара»): «Ведь у театральных актрис не должно быть детей, ведь правда?», как раз когда заходит ее взрослая дочь Маргарет (Лили Рэйб, сама дочь бродвейской легенды Джил Клейберг), принесшая матери пироги на завтрак. Лилиан Холл посвятила свою жизнь театру без остатка, ну и еще своему покойному теперь уже мужу-режиссеру. Выросшая без материнского внимания Маргарет даже уже не пытается наладить отношения, ставшие формальными и дежурными. Маме по-прежнему не до нее и не до внука — впереди репетиции новой постановки «Вишневого сада», режиссер Дэвид (Джесси Уильямс) — восходящая звезда Бродвея, а Раневская — непростая роль, требующая полной отдачи. Есть только одна проблема — Лилиан стала забывать текст;

— «Великая Лилиан Холл» любовно показывает, из чего состоит жизнь обожаемой при жизни актрисы — из квартиры в престижном манхэттенском кондоминиуме Vanderbilt, болтовни с преданной ассистенткой, оплаченной покойным мужем перед смертью на двадцать лет вперед, уважения коллег и вполне невинного флирта с соседом, похожим на Джеймса Бонда (неудивительно — его играет Пирс Броснан). Единственный враг Лилиан — время и белок в мозгу, похожий на рентгеновском снимке на сахар. Из-за него Лилиан начинает произносить реплики своих сценических героинь в личной жизни и, наоборот, обращаться со сцены к сидящей в зале дочери. Понимающие, что происходит, еле сдерживают слезы, но непосвященным неловко;

— «Великая Лилиан Холл» знает, кому хочет наследовать, не претендуя при этом на сравнения: в фильме пару раз звучат бессмертные реплики из лучшего фильма о театре «Все о Еве».

Минус:

— драма о перфекционистке, которая посвятила свою жизнь работе, забыв о семье, не хочет (да и не может) сказать ничего нового. Такие фильмы спасают только хорошие актеры, и от Джессики Лэнг, конечно, невозможно глаз оторвать.

Фото: «Парадиз»

Подписаться: