Геннадий Устиян

В «Вонке» Тимоти Шаламе делает еще один короткий шаг к мировому господству

3 мин. на чтение

Главный пафос нового приквела о шоколатье номер один детского кино Вилли Вонке заключается в осуждении жадности. Коррумпированный шоколадный картель неназванного города, который хочет покорить юный талант, использует все свои деньги, власть и связи, чтобы не пустить Вилли на свой рынок (детская жадность также осуждалась в предыдущих экранизациях сказки Роальда Даля).

Самое забавное, что появление этого фильма (в американском прокате с 15 декабря, у нас «Вонка» есть только онлайн у пиратов) можно объяснить единственно желанием киностудии Warner Bros. нажиться на предыстории героя двух предыдущих фильмов о бедном мальчике Чарли и шоколадной фабрике 1971 и 2005 годов. В новом приквеле роль бедного мальчика с мечтой досталась будущему фокуснику и шоколадных дел мастеру — все когда-то были молодыми.

Плюсы:

— «Вонка», что называется, добрый фильм, из тех, который нравится всем зрителям от пяти до ста лет перед Новым годом. Точно так же всем без исключения нравился «Паддингтон» про медведя в Лондоне и его сиквел — именно поэтому снявшего оба «Паддингтона» Пола Кинга пригласили и на «Вонку». Режиссерский почерк Кинга заключается в том, чтобы из истории про злоключения бедного сироты (или медведя) сделать духоподъемное кино для всей семьи. Кинг с задачей справляется, в первую очередь благодаря своему главному актеру;

— что приводит нас к Тимоти Шаламе, чей эффект сейчас в кино можно сравнить с началом карьеры Тома Круза в 1980-х. Наснимавшись в некотором количестве артхаусных фильмов вроде «Назови меня своим именем», за который актер получил пока свою единственную номинацию на «Оскар», Шаламе пошел в блокбастерный бизнес, снявшись сначала в чересчур серьезной «Дюне», а теперь в более легком жанре с песнями и танцами. Надо сказать, что Шаламе, у которого, конечно, есть свои актерские ограничения (почему, кстати, все режиссеры пытаются снимать его в одном и том же невинном детском состоянии, хотя парню уже 27?), идет роль Вонки. На него приятно смотреть, роль требует от него быть просто милым и делать жалостливые сиротские глаза, не больше;

— настроения на экране диккенсовские. Вообще тема бедного сироты, который много вынес, но ему воздалось не столько за работу, сколько за страдания и терпение, как будто чисто из XIX века. О том, что Вонка пытается завоевать своим шоколадом английский город, а не условно европейский, говорит не только участие английских актеров (Оливии Колман, например), но и то, что в ходу соверены — это максимальный намек на место действия. А Диккенс, как известно, особенно хорош под Рождество;

— что точно можно похвалить в этом фильме, так это сам шоколад. Густой и тягучий, он выглядит в жидком состоянии гораздо более убедительно, чем мутная водичка из фильмов 1971 и 2005 годов. Этот шоколад скорее лава;

— Хью Грант в роли Умпа-Лумпы. Хью Грант собой уже давно ничего не портит, и ему очень идет недовольная гримаса и чисто британское брюзжание;

— любовь к шоколаду как пагубное стыдное пристрастие смешно обыграно во фрагменте со священником в исполнении Роуэна Аткинсона;

— после этого «Вонки» действительно хочется купить шоколадный торт и съесть его целиком.

Минусы:

— главная проблема с этим Вонкой заключается в том, что в исполнении Шаламе в нем нет ничего, что намекало бы на будущего взрослого короля шоколада, сыгранного в 1971-м Джином Уайлдером, а в 2005-м — Джонни Деппом (последний сыграл его очень спорно и из-за стрижки каре похож на трансвестита или еще более нервную версию Анны Уинтур). Никакого намека на человека, которым когда-то станет Вонка, в версии Шаламе нет. Мало того, Вонка-Депп всю жизнь страдал от детской травмы, связанной с суровым отцом, в «Вонке» же об отце ни слова, есть только добрая покойная мать (Салли Хокинс). Эта чехарда с родителями мешает относиться ко всей киновселенной о Вонке и шоколадной фабрике серьезно;

— как и в оригинале 1971 года, герои здесь танцуют и поют, в том числе и перешедшие из оригинала пару песен. Новые сочинены Нилом Хэнноном, но ни одна из них не тянет на хит;

— не получается похвалить даже сюжет. Вилли приезжает в город, отслужив семь лет поваром на корабле, и его новая подруга Нудл (Кала Лейн) не раз шутит над тем, что он не умеет читать. При этом Вилли рукастый изобретатель и фокусник (не говоря уже о таланте к изготовлению шоколада), и как он умудрился таким стать, будучи полностью безграмотным, загадка. Бедного сиротку пытаются загнобить в новом городе почти все — в общем, это фильм о том, как тяжело в молодости получить первую работу или начать свой бизнес. Но проблемы сиротки решаются так внезапно и легко (в какой-то момент грязное пустое помещение превращается в роскошный магазин буквально за ночь), что любой зритель старше 12 быстро перестанет относиться к происходящему на экране серьезно. Волшебство волшебством, а реализму можно было поучиться у того же Диккенса.

Фото: Warner Bros. Pictures

Подписаться: