«Великая» Кейт Уинслет в роли фотожурналистки Ли Миллер спускается в ад
Фильмы, снятые режиссерами, которые начинали и долго работали как операторы, выглядят по-особенному, в них всегда есть что рассматривать. Оператор Эллен Керас, дебютировавшая в игровом кино как режиссер после трех десятилетий сотрудничества с Джимом Джармушем («Кофе и сигареты»), Мишелем Гондри («Вечное сияние чистого разума»), Спайком Ли («Лето Сэма») и Мэри Харрон («Я стреляла в Энди Уорхола»), отлично понимает свою героиню, фотожурналистку Ли Миллер, ее готовность навести камеру даже на сюжет, от которого может стать физически плохо. Байопик Ли Миллер «Великая» в кинотеатрах с 21 ноября.
Плюсы:
— главную профессиональную и личную трансформацию в своей жизни Ли Миллер (1907–1977) пережила еще до того, как нацисты начали вторгаться к соседям. Впрочем, эта часть истории о том, как красивая американка, которая, по ее словам, лучше всего умела «напиваться, заниматься сексом и снимать», оставлена Керас в прошлом. Перед нами уже зрелая Миллер, чья молодость и позирование для журналов мод позади. Бывшая модель училась у Ман Рэя, осела в 1938 году в Париже и вышла за лондонского галериста Роланда Пенроуза (Александр Скарсгард). Уже ближе к концу войны, когда французы праздновали уход нацистов из Парижа, она села в машину и поехала со своим верным, явно и безнадежно влюбленным в нее коллегой, фотографом журнала Life Дэвидом Шерманом (неожиданная серьезная роль известного комика Энди Сэмберга) в Берлин. Фотографии груд человеческих тел, сделанные по дороге, и портрет самой Миллер в ванне Гитлера в его берлинской квартире примерно во время его самоубийства в бункере — такой же неотъемлемый документ того времени, как водруженный над Рейхстагом флаг или суд над нацистской верхушкой в Нюрнберге;
— кинозвезды все чаще заявляют сейчас, что предпочитают работать с режиссерами-женщинами, и в данном случае сотрудничество Кейт Уинслет с Эллен Керас, с которой она познакомилась на «Версальском романе» в 2014-м, закономерно. Керас не просто первоклассный оператор, который может стилизовать происходящее на экране и понимать ход мыслей фотографа. «Великая» помимо прочего еще и очень феминистский фильм, показывающий Миллер как человека, который боролся с предрассудками своего времени — до Второй мировой женщинам-фотографам запрещалось работать на фронте, а ее начальство во французском Vogue опасалось давать на страницах модного женского издания «шокирующие» фотографии, как будто женский мозг отличается от мужского и не способен вынести зрелища смерти. В этом смысле «Великая» — высказывание позиции и для Уинслет, и для Керас, решимость показать жизнь женщины, которая преодолевала гендерные стереотипы в одиночку;
— Кейт Уинслет настолько давно и ровно выдает одну выдающуюся работу за другой, а мы настолько к этому привыкли, что относимся к этому как к должному. Тем не менее даже она может удивить зрителей желанием не делать из своей живой героини безгрешную икону и играть ее со всеми слабостями и недостатками. Роль Миллер ничем не хуже Ханны Шмитц из «Чтеца», за которую Уинслет получила 15 лет назад свой пока единственный «Оскар». Актрисе такого масштаба уже пора вручить вторую высшую кинонаграду, и «Великая» — вполне достойный повод, особенно в год, когда мир переживает новый всплеск насилия и войн — кажется, документ из Бухенвальда и Дахау, оставленный нам Ли Миллер, ничему нас не научил;
— явно пытаясь избежать штампов традиционного байопика, Керас и четверо ее сценаристов придумали ход в историю Миллер через ее сына Энтони Пенроуза (Джош О’Коннор), на воспоминаниях о матери которого основан фильм. Для Пенроуза работа над биографией была и чем-то вроде личного сеанса психотерапии — сломленная жуткими картинами военной Европы Миллер закрылась от мира и даже от своего сына. Травма от столкновения с бесчеловечностью не проходит и аукается в следующих поколениях, явно хочет нам сказать режиссер и ее команда;
— первоклассный кастинг, от Андреа Райсборо в роли главного редактора британского Vogue Одри Уизерс до Марион Котийяр, сыгравшей парижскую подругу Миллер Соланж;
— сосредоточившись на режиссуре, Керас пригласила оператора не хуже себя — известного по «Пианисту» Романа Полански и «Рэю» Тейлора Хэкфорда поляка Павла Эдельмана, который добился эффекта схожести с фотографиями Миллер — местами кажется, что перед нами документальный фильм.
Минус:
— у операторов-дебютантов в режиссуре обычно есть один общий недостаток — как люди, привыкшие думать «картинками», они забывают о необходимости рассказать внятную историю. «Великая» состоит из набора сцен, среди которых, конечно, есть очень эффектные. Но вся жизнь Миллер до знакомства с будущим мужем остается за кадром, как и послевоенный период (Миллер умерла в 1977-м). Перед нами выдающаяся, сложная женщина, только создатели фильма не всегда помогают нам об этом узнать. В случаях, когда байопики опускают большие пласты жизни своего героя, показывая нам лишь то, что подходит под концепцию авторов, зрители уходят из кинозала с ощущением, что им недоговаривают. Есть подозрение, что Миллер была еще сложнее и интереснее, чем нам ее показали.
Фото: World Pictures