search Поиск
Геннадий Устиян

«Вкус жизни» напоминает о цене мечты и при этом убаюкивает своим датским хюгге

2 мин. на чтение

Главный герой, шеф-повар Карстен (Николай Костер-Вальдау), сидит в баре, где хвалит потрясающий яблочный десерт местного коллеги. К нему подсаживается привлекательная брюнетка Мэгги (Катрин Грис-Розенталь), с которой мы видели уже Карстена на кухне. «Здесь занято», — шутит он. «Я ненадолго, — подыгрывает она, заказывает “виски сауэр” и добавляет: — Мы наконец-то остались впервые одни за два года».

Карстен и Мэгги женаты уже десять лет, и одной из причин их крепкого брака является общая мечта и цель. В вечер знакомства она сказала будущему мужу, что он получит звезду «Мишлен», он поверил, она вложила в общий копенгагенский ресторан свое наследство и родила ему двоих детей. Есть одно «но» — путь к «Мишлену» полон самоотречений и жертв настолько, что даже живущие в одном доме супруги не могут толком побыть одни. Мы наблюдаем семейную пару перед тем, как она осознает, что летит на всех парах к катастрофе, после которой не будет, возможно, ни звезды, ни брака; перед тем, как они выровняют, по любимому выражению психотерапевтов, свой баланс «дом — работа».

Режиссер Кристоффер Боэ, известный по драме «Реконструкция» и байопику «Все, что вы хотели знать о сексе и налогах», поделил свой фильм на пять глав, посвященных гастрономическим вкусам и привкусам. Первая глава «Сладкое» рассказывает во флэшбэке историю знакомства Карстена и Мэгги, «Кислое» — начала адюльтера из-за занятости супругов, и так доходит до «Жирного», «Соленого» и «Острого». В этом смысле картина похожа на своего главного героя, который говорит о еде все время, даже дома с детьми, которые напоминают отцу, что есть и другие интересы и темы для обсуждения в жизни кроме вечной погони за новыми вкусовыми сочетаниями.

Конечно, «Вкус жизни» (в кинотеатрах с 11 ноября) чересчур мелодраматичен, при этом похож на лекцию по психологии или рекомендацию врача: «Побольше гулять на свежем воздухе, поменьше работать и подвергаться стрессу». Когда мечтавший десять лет о звезде «Мишлен» шеф покупает детям хот-доги на улице и они ему говорят, что они вкуснее его сложных соусов, кажется, нам показывают рекламу Рождества, а не фильм для взрослых людей. Но «Вкус жизни» при этом так по-датски уютен, в нем так красиво режут осьминогов и спрыскивают их лимоном, а супруги так красиво смотрят на спящих детей-херувимов, что банальность высказываемой мысли как-то забывается. Это фильм-дизайн, где даже цветы в вазе вянут по-особенному художественно, а герои начинают пить белое вино из больших красивых бокалов еще до обеда. А чего ждать от нации, где магазин дизайна есть почти в каждом жилом доме центра Копенгагена? Как-то забываешь, что перед тобой, в общем-то, обычная производственная драма — это тот случай, когда сказать нечего, но показать — сколько угодно.

Фото: Capella Film

Подписаться: