search Поиск
Ярослав Забалуев

«Всемирная история. Часть 2»: без шуток про Сталина и Распутина западная комедия была бы не та

2 мин. на чтение

Первая часть «Всемирной истории» великого комедиографа Мела Брукса вышла на экраны больше сорока лет назад — в 1981 году.

Фильм стал очередным пародийным опытом Брукса и состоял из череды почти случайных скетчей на заявленную в заглавии тему. Начиналось все с издевательства над увертюрой «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика: пещерные люди изобретали палку и впадали в совершенно непристойный экстаз. Дальше Моисей разбивал одну из скрижалей с заповедями, император Нерон доставал из задницы утку, а Леонардо да Винчи просил Иисуса и апостолов сесть покучнее для своей «Тайной вечери».

Картина была встречена критиками негативно, но для многих зрителей стала классическим примером стыдного удовольствия. После «Оскара» за сценарий «Продюсеров» Бруксу можно было если не все, то очень многое. Он с легкостью позволял себе выходы за рамки любых представлений о хорошем вкусе, но если уж попадал (как с музыкальным номером про инквизицию), то сразу в десятку. «Всемирная история. Часть 1» в итоге стала вполне культовым произведением, а фан-клуб постановщика долгие годы лелеял легенду о существовании второй части. Зерно этой веры было посеяно самим Бруксом, который в финале первого фильма пообещал сиквел и даже показал его фрагменты, среди которых были такие сюжеты, как «Гитлер на льду» и «Евреи в космосе».

Лишним доказательством культового статуса стало то, о чем 96-летний режиссер рассказывает в прологе новейшего сериала Hulu. По его словам, сервис обратился к нему с предложением сделать наконец сиквел. Условий у Брукса было два. Первое — чтобы он выглядел, как в 1981-м (в прологе deepfake-версия Мела хвастается бицепсами), а второе — исключительно новый материал, никаких повторений.

Оба условия в шестисерийном шоу выполнены в полной мере. Это не ремейк, а именно что продолжение истории (или, вернее, «Истории»). Среди героев — Иосиф Сталин (Джек Блэк), Григорий Распутин (Джонни Ноксвилл), генерал Улисс Грант (Айк Баринхольц), Иисус Христос (Джей Эллис) и его апостолы, а также многие другие, от Галилея до Зигмунда Фрейда (Тайка Вайтити). Так же, как и в оригинальном фильме, несколько сквозных сюжетных линий перебиваются одиночными скетчами. Основными сюжетами стали русская революция 1917 года и Гражданская война в Америке. Сам Брукс сериал не ставил, ограничившись функциями продюсера, одного из сценаристов (которых здесь целая толпа) и закадрового рассказчика (в оригинальной картине голос принадлежал Орсону Уэллсу).

Тем не менее дух заразительной безалаберности витает в кадре, хоть и набирает полную мощность только примерно к середине второго эпизода. Вторая часть «Истории» примерно в два раза длиннее полуторачасовой первой. Лишнего здесь, пожалуй, тоже примерно в полтора-два раза больше. Сериал уделяет много времени событиям американской истории. И если про Гражданскую войну получается еще более или менее, то фрагмент, посвященный политику-афроамериканке эпохи Никсона Ширли Чисхолм, выглядит несколько скомканным. Без сцены, в которой Александр Белл занимается сексом со свежеизобретенным телефонным аппаратом, тоже, пожалуй, можно было обойтись.

Однако когда сценарная группа, возглавляемая Бруксом, добивается успеха, то он поистине оглушителен. На экране появляется заставка HBO со словом «GOD», далее следует вымышленный сериал про Христа «Умерь свой иудаизм». Сталин — Блэк, которого обижают товарищи по партии, исполняет трогательную песню про то, что когда-нибудь его обязательно полюбят. «Чудаки» из одноименной передачи пытаются убить своего предводителя Ноксвилла, переодетого Распутиным. Мария Магдалина (Зази Битц) изображает Йоко Оно. Наконец, Николай II (в этой роли снялся Дэнни ДеВито) сообщает родственникам, что Распутин — «его любимый Путин».

Диковатый юмор, заданный еще в оригинале, сегодня выглядит и звучит удивительно свежо. Брукс запросто показывает, что шутить можно о чем угодно, даже несмотря на очередной взрыв политкорректности, все больше напоминающей новое пуританство. Ему, впрочем, не впервой — после «Продюсеров» его уже обвиняли в том, что про Гитлера шутить нехорошо. В ответ Брукс сказал, что хорошая шутка иногда самое надежное средство против преступного режима.

Фото: Hulu

Подписаться: