search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

«Взаперти»: Сара Полсон играет мать как тормоз и угрозу

, 2 мин. на чтение
«Взаперти»: Сара Полсон играет мать как тормоз и угрозу

Наверное, нет более подходящего для 2020 года фильма (даже уже по названию), чем триллер Аниша Чаганти (известного как сценариста «Поиска», сопродюсером которого выступил Тимур Бекмамбетов). Иногда кажется, что чересчур заботливая мать Диана Шерман (Сара Полсон) действительно желает добра 17-летней дочери Хлое (Кира Аллен), когда она держит ее дома и оберегает от внешнего мира — в наше время за такое можно только похвалить.

Хлоя родилась с таким количеством болезней, что удивительно, как она до сих пор жива: аритмия, астма, диабет, паралич конечностей, повышенный уровень железа в крови, и это далеко не все ее болячки. Девушка передвигается по дому в инвалидном кресле, а когда выбирается с матерью в кино, можно только позавидовать жителям Сиэтла — город настолько приспособлен для инвалидов, что Хлоя почти не чувствует дискомфорта. Проблемы начнутся, когда дочь на пузырьке с лекарствами случайно увидит этикетку, из-за которой станет подозревать Диану во лжи. Тут «Взаперти» начинает напоминать сериал «Притворство», где Патриша Аркетт тоже лечила свою дочь от несуществующих болезней.

В истории кино есть несколько хороших фильмов о более или менее беззащитной жертве, оказавшейся во власти опасной сумасшедшей, как правило, родственницы. Бетт Дэвис терроризировала прикованную к инвалидному креслу Джоан Кроуфорд в «Что случилось с Бэби Джейн?» в 1962 году. Через 14 лет Брайан Де Пальма снял по Стивену Кингу хоррор «Кэрри» уже для нового поколения, где религиозная консервативная мать подавляет готовящуюся к взрослой жизни дочь. Еще через 14 лет (о чем нам говорят эти повторяющиеся цифры?) тоже по Кингу была снята «Мизери» о безумной фанатке, держащей любимого писателя заложником в своем доме на отшибе.

Не будем обсуждать тему эгоистичной матери, которая настолько хочет ребенка «для себя», что готова сломать ему жизнь, с точки зрения психопатии — для этого есть дипломированные специалисты. В кино отношения этой пары — родственник-садист (или самовольно взявший на себя эту роль человек), как правило, женщина, и ее жертва — предстают как бытовые проявления происходящих в обществе процессов. Старая обезумевшая карга Джейн Хадсон мучила в «Что случилось с Бэби Джейн?» парализованную сестру через год после избрания прогрессивного президента Джона Кеннеди и за год до его убийства — так консервативная Америка напоследок защищала свои «традиционные ценности» (и в итоге кроваво защитила). В «Кэрри» нездорово религиозная мать, представительница довоенного поколения, портила жизнь дочери, выросшей уже под рок-н-ролл 1960–1970-х, а в «Мизери» писатель оказывался буквально заложником своей читательской аудитории — как раз к приходу к власти почти на все «меркантильные» 1980-е Рональда Рейгана.

Во всех этих фильмах матери или героини, решившие выполнять материнские опекающие функции, олицетворяют собой безвозвратно ушедшую жизнь, за которую они цепляются, пытаясь утащить с собой близких, любимых или просто тех, кого они таковыми считают. «Взаперти» на такие социальные обобщения не претендует. Он просто, как и «Поиск», хочет нам рассказать конкретную историю. У Дианы Шерман даже нет никакого экранного прошлого — почему она стала такой? Этот недостаток очень обедняет фильм (особенно если учесть, что совсем недавно Сара Полсон сыграла в «Сестре Рэтчед», целиком посвященной как раз предыстории прославившейся в другом кино героини). С другой стороны, детская психологическая травма (как у той же сестры Рэтчед, например) в американском кино стала уже таким штампом и показывается так примитивно, что сценариста с режиссером «Взаперти» даже хочется поблагодарить. Здесь почти нет подтекста — есть только мать, дочь и упаковка собачьих таблеток. Если вы хотите просто развлечься, ни о чем не думать, открыть для себя новую актрису Киру Аллен, получить удовольствие от очередной роли бесстрашной Сары Полсон и благодарить жизнь за свое гораздо менее несчастное детство, чем у дочери главной героини, то «Взаперти» (в кинотеатрах с 20 ноября) такую возможность предоставляет. Кому хочется большего — лучше пересмотреть перечисленные выше картины.

Фото: Централ Партнершип