search Поиск Вход
, 3 мин. на чтение

«Я создан для тебя» намекает, что счастливыми могут быть только пустые, нетребовательные люди

, 3 мин. на чтение
«Я создан для тебя» намекает, что счастливыми могут быть только пустые, нетребовательные люди

Проникновение в нашу жизнь технологий, упрощающих быт и одновременно лишающих нас работы, не могло не отразиться на сфере частной жизни.

Стивен Спилберг уже показал в «Искусственном интеллекте» робота-сына, мечтавшего стать человеком, чтобы заслужить любовь своей матери, а Хоакин Феникс влюблялся в голосового помощника Саманту в ироничной романтической драме «Она» Спайка Джонза. Пришла пора уже женщине завести наконец красивого робота, запрограммированного сделать ее счастливой, как обещают обычные мужья перед браком, но не все справляются.

Голливуд сделал бы из этого сюжета романтическую комедию с обязательным хеппи-эндом, но, к счастью, «Я создан для тебя» (в кинотеатрах с 5 августа) снят немкой Марией Шрадер, автором байопика «Стефан Цвейг», у которой получилось кино про нечто большее, чем про невозможность «алгоритму постичь человеческую душу», как говорит главная героиня Альма (сыгравшая ее актриса Марен Эггерт получила приз за лучшую женскую роль на последнем Берлинском кинофестивале).

Альма — антрополог, изучающая шумерскую клинопись. Она находится в двух шагах от революционного открытия — оказывается, в IV веке до нашей эры уже существовала поэзия. С поэзией в жизни самой Альмы не очень. Бывший муж женился на симпатичной брюнетке Штефи, а сама она согласилась по просьбе начальства участвовать в эксперименте и пожить три недели с роботом Томом (Дэн Стивенс, к этому гениальному кастингу еще нужно вернуться отдельно). Том создан с учетом представлений Альмы об идеальном мужчине, но что-то идет не так — то он при первой встрече начинает говорить ей про «глаза словно горные озера, так и хочется в них утонуть», как в плохом дамском романе, то рассыпает по ее ванной лепестки роз, что, естественно, кажется Альме не романтичным, а отвратительно пошлым. В общем, Том больше бесит Альму, чем нравится ей, но надо терпеть — начальник пообещал за участие в эксперименте с этим ходячим агрегатом финансирование ее проекта.

Шрадер прекрасно понимает, что сама тема сожительства с искусственным интеллектом настолько избита, что может быть решена разве что как пародия на ромкомы об отношениях людей с роботами. Именно поэтому решение задействовать в главной мужской роли Дэна Стивенса так важно. Актер прославился ролями идеальных принцев, в первую очередь — в «Красавице и чудовище», именно его получает в подарок Белль за свои страдания, и он их стоит. Но перед нами не детская сказка, и Стивенс со своей внешностью идеального красавца играет совершенство с самоиронией, убирающей всю патоку диалогов и мизансцен. Это принц, у которого не только есть чувство юмора, но он еще может посмеяться над собой — действительно уникальный случай. Альма, надо брать. Но Альма не хочет брать готового принца. Она осознает, что в жизни так не работает — ей было бы достаточно, чтобы ее не бросал бывший муж, который далеко не принц, но он живой человек, с которым у нее есть непростое, зато свое и ничье больше прошлое.

Впрочем, пусть Том и робот, он совсем не туп. Наоборот, часто  доказывает Альме, что сделан на совесть — возможно, его версия гораздо более продвинута, чем она думает. Люди любят считать себя сложными, и это, конечно, так и есть, но сама по себе человеческая «сложность» со стороны выглядит банально — у всех людей проблемы более или менее одинаковы. Том с его свежим взглядом на людские проблемы кажется гораздо интереснее людей. Фильм хочет сказать, что при выборе партнеров мы руководствуемся целым набором воспоминаний и впечатлений, наслоившихся в нашем сознании с детства. Невозможно заменить опыт всей уникальной человеческой жизни набором кодов. С другой стороны, все дело в привычке. Спустя какое-то время Альма начинает вести себя с Томом как с любым «настоящим» мужчиной до него, и это ее пугает — привыкание к жизни с искусственным интеллектом может лишить нас возможности жить с людьми — не потому, что роботы плохие, наоборот — слишком хорошие. Этим и интересен фильм Шрадер — она не скатывается в мелодраму о том, что робот человека не поймет. Поймет — если не нынешнее поколение, так следующее. И человечество разделится на тех, кому комфортно жить с услужливым роботом, и на тех, кто предпочтет мучиться по старинке.

Фото: Вольга