«Яблочный уксус»: наконец-то хороший сериал о феномене аферистов-инфлюенсеров
Имя Белль Гибсон для австралийцев звучит примерно как Александра Абдулова и сразу привлекает к себе внимание. Однако реальной Белль, прославившейся на заре развития ныне запрещенного в России «Инстаграма», формального созвучия с героем «Безумного Макса» и режиссером «Страстей Христовых» было мало.
В 2009 году Гибсон сообщила в своих соцсетях, что ей диагностировали рак мозга и что она отказывается от традиционной медицины и берется побороть онкологию природными средствами. К 2013-му ее мобильное приложение The Whole Pantry, сосредоточенное на здоровом питании, купила компания Apple, а сама Белль через год получила премию журнала Cosmopolitan. Всего через год ее карьеру велнес-инфлюенсера разрушили журналисты, уличившие Гибсон во лжи.
Сценаристка сериала Netflix «Яблочный уксус» Саманта Штраусс работала над проектом семь лет. Основой стала книга «Женщина, которая обманула мир» (The Woman Who Fooled The World), которую написали журналисты Бо Доннелли и Ник Тоскано. В сериале они выведены под вымышленными именами. Также имя поменяли и Джессике Айнскоу — сопернице и вдохновительнице Белль. В «Яблочном уксусе» она стала Милой Блейк (Алисия Дебнем-Кари), которая отказалась от ампутации руки и увлеклась лечением при помощи свежевыжатых соков. К 30 годам ее рак стал неоперабельным, и вскоре Джессика-Мила скончалась. Третья героиня «Яблочного уксуса» — Люси (Тильда Кобхэм-Генри) — полностью вымышленная поклонница Белль, которая чуть не стала жертвой ее методов. Саму Гибсон замечательно сыграла Кейтлин Дивер, у которой впереди роль Эбби в новом сезоне «Одних из нас».
Каждая из шести серий начинается с разыгранного актерами дисклеймера, называющего «Яблочный уксус» «правдивой историей, основанной на лжи». В финале предуведомления обязательно говорится, что Белль за это шоу не заплатили. Отчасти эти фрагменты объясняются опаской, с которой Netflix обращается к настолько острым реальным историям после судов, спровоцированных прошлогодним «Олененком». С другой стороны, Штраусс намеренно дистанцировалась от прототипов, чтобы избежать банального рассказа о взлете и падении очередной аферистки. «Яблочный уксус» уже сравнивают с «Изобретая Анну», однако новое шоу изобретательнее и, пожалуй, умнее.
Повествование в сериале постоянно скачет между персонажами и временными промежутками. С одной стороны, эта пестрота рифмуется со спутанностью сознания главной героини, которая всегда предпочитает импровизацию продуманному плану. С другой — Штраусс таким образом добивается панорамного взгляда на эпоху, в которой разворачивается действие. Речь здесь действительно не о конкретной афере и даже не о критике велнес-индустрии. Самые яркие кадры здесь те, в которых эмодзи с сердечками оживают, летят на героев из телефона или даже заменяют в глазах Белль живых людей. Это история не про алчность, а про потребность в любви и социальном одобрении, которые продают своим пользователям соцсети. И в этом контексте шоу представляет интерес для самого широкого зрителя, а не только для тех, кто хочет лечить смертельные болезни кофейной клизмой. Ну или изгонять из организма ленточных червей при помощи яблочного уксуса.
Фото: Netflix