search Поиск
Геннадий Устиян

«Жанна Дюбарри» показывает фаворитку Людовика XV как выдающуюся личность, но не уточняет, в чем

3 мин. на чтение

В прокат 20 июля выходит фильм француженки Майвенн, который открыл в этом году Каннский кинофестиваль. В самом факте выбора фильма открытия были скандал и интрига. Роль покровителя главной героини, короля Людовика XV, сыграл Джонни Депп. Это его первая громкая роль после победы в суде над бывшей женой Эмбер Херд, чьи обвинения в домашнем насилии стоили актеру потери ролей в голливудских франшизах «Пираты Карибского моря» и «Фантастические твари и где они обитают».

Главная мужская роль во французском фильме, таким образом, означала, что голливудский изгой Депп теперь снимается в европейском авторском кино, а показ вне конкурса держал в узде феминисток, которые не простили Деппу громкой победы над бывшей (этот суд породил известную шутку «Верьте всем женщинам, кроме Эмбер Херд»). Тем интереснее, что «Жанна Дюбарри» во многом посвящена сексуальной политике XVIII века, французской истории накануне Великой революции, изменившей государственный строй страны.

Плюсы:

— экранизировать биографию Жанны Дюбарри вообще дело хорошее хотя бы потому, что этого давно не делали. Карьера куртизанки Людовика XV очень интересовала авторов немого кино больше ста лет назад: в 1917-м ее играла звезда Теда Бара, а через два года — Пола Негри. В нашем веке Дюбарри в исполнении Азии Ардженто ненадолго появлялась в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы, но больше вспомнить нечего;

— это очень французский фильм в том смысле, что его автор Майвенн показывает (и сама играет) главную героиню классической проституткой с золотым сердцем. Американцы, например, обязательно расставили бы моральные акценты, но Майвенн не видит в восхождении по социальной лестнице через постель ничего предосудительного, особенно в эпоху, когда королям буднично поставляли девушек в промышленных масштабах, как говядину на ужин. Мало того, со временем Жанна Дюбарри явно как минимум привязалась к Людовику XV, а не просто спала с ним за подарки, дома и положение при дворе. Интересно, что Майвенн оставляет за кадром тот факт, что «выскочка»-простолюдинка, внебрачная дочь монаха и кухарки, стала для многострадального французского народа олицетворением расточительства и разврата. Это нежелание включать в фильм социальный фон, на котором разворачивается действие, делает «Жанну Дюбарри» классической мелодрамой о нежданной любви, ни на что большее не претендующей. В этом, конечно, нет ничего плохого — мелодрама так мелодрама;

— «Жанна Дюбарри» была бы рядовым костюмным фильмом, если бы Майвенн не пригласила на роль короля Джонни Деппа — тот случай, когда кастинг используется как концептуальный ход. Только что отмывшийся от обвинений в домашнем насилии актер, жертва общественного мнения, из-за которого он лишился работы в Голливуде, играет всесильного и любвеобильного монарха, главного любовника Франции, о связи с которым мечтает любая женщина. Джонни Депп привносит в роль свой бэкграунд секс-символа, которого не хватало бы другому, пусть и хорошему, но рядовому актеру;

— самое интересное, что именно роман с королем стоил Дюбарри жизни — факт, который в фильме по непонятным причинам обойден. Так фильм о неравной любви становится историей о женщине, которая недальновидно поставила не на того мужчину, на человека из прошлого, которого сметет Французская революция. Не то чтобы Майвенн вкладывала такой смысл в свое произведение, но вывод считывается хотя бы из логики повествования и фактов;

— Депп не играет ничего выдающегося, у него скорее пассивная роль (Дюбарри с таким напором лезет к Людовику в объятия, что у него и нет шанса на первый шаг), но ничего и не портит;

— время от времени фильм меняет тональность и превращается в комедию и даже сатиру. Майвенн и Джонни Депп как будто начинают играть самих себя, людей из XXI века, которые высмеивают устаревшие нелепые ритуалы (явно казавшиеся уже такими даже в XVIII столетии) вроде ежеутреннего бритья короля при всей семье и дворе. Это подмигивание быстро прекращается во всех остальных сценах, но фильму не вредит;

— дочери Людовика показаны в гротескной традиции, в которой обычно актрисы играют дочерей мачехи во всех экранизациях «Золушки»;

— прекрасный 88-летний Пьер Ришар, любимый советскими зрителями еще по комедиям 1970-х «Он начинает сердиться» и «Игрушка», играет герцога де Ришелье, который и представляет Жанну королю — разумеется, за услугу.

Минусы:

— этот фильм — кладбище интересных фактов о Жанне Дюбарри, которые погибли, не попав даже в сценарий. Дочь монаха и кухарки показана честной доброй женщиной, которую не интересовали интриги и политика, но в реальности она, пользуясь своим влиянием на короля, заменила всесильного премьер-министра Шуазеля и посадила на его место своего кандидата герцога д’Эгильона. Фильм заканчивается вскоре после вступления на трон Людовика XVI и Марии-Антуанетты, но Дюбарри прожила еще почти два десятилетия, дожила до революции и была гильотинирована — как Майвенн могла отказать себе в удовольствии сказать последние, ставшие крылатыми слова Дюбарри: «Еще минуточку, господин палач!»? По легенде, у юной Жанны была интрижка с будущим палачом, который и опустил лезвие гильотины — как можно снимать мелодраму, не вставив это в фильм?

— у Майвенн, конечно, другой подход, чем у Софии Копполы, показавшей Марию-Антуанетту как бы своей современницей, просто девочкой, которая любит красивые платья, и у Йоргоса Лантимоса, превратившего «Фаворитку» в жесткий лесбийский треугольник. Вроде бы она хочет сказать, что Дюбарри опередила время, показав, как должна вести себя свободная женщина в несвободном обществе. Но в фильме ее вклад в историю женской эмансипации показан лишь как страсть к белым платьям, отказ носить высокую прическу и несдержанность в публичном обмене нежностями с любовником-королем. Жанна Дюбарри заслуживает большего.

Фото: Netflix

Подписаться: