Геннадий Устиян

«Жажда славы» показывает мечту как опасную вредную привычку

3 мин. на чтение

«Как нравиться людям» — набирает в гугле перед важным свиданием главный герой «Жажды славы», любитель-бодибилдер Киллиан Мэддокс (с именем, в котором есть слова kill и mad, неудивительно, что в какой-то момент парень купит оружие и спрячет его под курткой). «Как сделать так, чтобы тебя запомнили» — снова обращается Мэддокс позже к поисковику, после чего решит использовать оружие по назначению.

Мы живем в мире, где правильно поступать нас учат не другие люди, а алгоритмы, хочет сказать нам режиссер Элайджа Байнум. «Жажду славы» (в кинотеатрах с 8 мая) стоит посмотреть хотя бы потому, что ее автор хочет сказать пару важных вещей о современной жизни, вернее, о постоянном в ней разочаровании.

Плюсы:

— главное достоинство «Жажды славы», безусловно, актер Джонатан Мейджорс, исполнитель роли Киллиана. Он сыграл в этом фильме еще два года назад, «Жажда славы» была расхвалена на фестивале Сандэнс, и вроде бы фильм ждала успешная прокатная судьба, а Мейджорса, возможно, даже номинация на «Оскар», если бы не выдвинутые против него обвинения в физическом насилии. Фильм, как и карьера Мейджорса, был положен на полку как минимум до судебного разбирательства, хотя публичные карьеры погибали и до того, как обвиняемый мог получить возможность обелить свое имя или как минимум переждать медиаураган. И все же «Жажда славы» показывает, какого актера мы можем потерять в случае, если его карьеру похоронят. Мейджорс находится на экране практически 100%, сколько длится фильм, и выдает всю амплитуду человеческих эмоций — чего стоит хотя бы сцена, когда он, избитый тремя вышибалами, вламывается весь в крови на регистрацию участников очередного бодибилдерского конкурса, раздевается до плавок и позирует перед жюри, обнажая залитые кровью зубы в положенной по правилам соревнований зверской улыбке. Перед нами большой актер, которого совсем не хочется потерять из-за очередного бытового конфликта;

— Киллиан одержим мечтой стать звездой бодибилдинга. Он живет со слабым здоровьем дедом, потому что, как мы узнаем позже, он полный сирота — много лет назад его отец убил маму и покончил с собой. Стены его комнаты украшают намазанные маслом кумиры, в том числе звезда бодибилдинга Брэд Вандерхорн (Майкл О’Херн), которому Киллиан регулярно пишет письма с подписью «Твой самый большой фанат». Понятное дело, Киллиан не вылезает из тренажерного зала и ест по 6000 калорий в день, чтобы их сжигать, но это не так просто сделать в американской глубинке, где вокруг торгуют одним фастфудом (да, это драма с социальной критикой). Чтобы поддерживать такой образ жизни и помогать деду, Киллиан работает в местном супермаркете, где ему очень нравится коллега-кассирша Джесси (Хейли Беннетт), которую, набравшись храбрости, он все-таки приглашает на свидание. Вроде бы Киллиан все делает правильно: хорошо питается, ладит с дедушкой, хочет отношений с милой девушкой, работает и стремится к мечте. Но все идет наперекосяк, и Киллиан не может сформулировать, почему, разве что в момент отчаяния признает: «Внутри меня сидит болезнь»;

— сценарист Элайджа Байнум снимает как режиссер редко — его «Жаркие летние ночи» (2017) с совсем юным Тимоти Шаламе запомнились как яркое эссе на тему бесшабашной юности. Видно, что в кино его в первую очередь интересует тема некой червоточины реальности, которую фиксирует любой думающий человек. Тщательно выстроенная жизнь превращается в его фильмах в хаос, и «Жажда славы» с его героем, который пытается поступать правильно и жить «по науке», не исключение.

Минусы:

— в российском прокате из фильма по цензурным соображениям вырезали восемь секунд (и, посмотрев «Жажду славы», вы даже догадаетесь, какие именно это были секунды, и домыслите, что не увидели), но такое ощущение, будто больше — иногда сюжет не имеет смысла или топчется на месте, и кажется, что именно вырезанный момент все бы объяснил. Но нет — западные критики тоже в недоумении, один даже назвал сценарий ленивым;

— не очень понятно, что зрители должны испытывать к герою — сочувствие или презрение. Киллиан делает достаточно и для того, и для другого. Когда он приходит в клуб, только купив оружие, ждешь, что сейчас случится очередной Колумбайн. Вроде бы перед нами моралите на тему фальши пропаганды славы — того, что лицо на обложке почему-то может решить проблемы человека с комплексами. Но современные зрители и так давно это знают. «Жажду славы» можно назвать менее талантливым миксом «Таксиста» и «Ночей в стиле буги», но странность в том, что ее действие происходит сейчас, а не в 1970-х. Скорее всего, дело не в индустрии бодибилдинга, а в психическом состоянии Киллиана — возможно, из-за детской травмы, которая в фильме, кстати, совсем не прорабатывается, а показывается мимоходом. Из-за этого «Жажда славы» выглядит как врачебное заключение, которое ошиблось с диагнозом.

Фото: U Films

Подписаться: